Двухголовый Челябинск

Александр Попов
14 мая 2010, 15:35

Еще один российский город-миллионник остался без всенародно избранного мэра: депутаты городской думы Челябинска вчера окончательно утвердили изменения в устав города. Теперь избирать главу Челябинска будут из числа депутатов, а на управление городом встанет назначенный по результатам конкурса сити-менеджер. Ему отойдут все хозяйственные функции, а представительские останутся у мэра, который одновременно станет исполнять функции спикера гордумы.

Поправки в устав были приняты под явным давлением губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Он занял этот пост в марте, после добровольного отказа от выдвижения на новый срок тяжеловеса Петра Сумина, а до этого руководил столицей Южного Урала. Причем дважды побеждал на всенародных выборах. Кстати, в 2005 году только что избранный мэром Юревич упразднил действовавший тогда в городе институт сити-менеджера, объяснив это тем, что избиратели голосовали за него как за мэра, а не как за председателя гордумы. Однако, став губернатором, он кардинально изменил позицию, объяснив это тем, что не успел выполнить программу, заявленную им на выборах мэра в марте 2009 года. И потому хотел бы, чтобы ее выполнили члены его команды – под чутким руководством главы региона.

Еще в начале апреля был опубликован проект решения Челябинской городской думы, распределяющий полномочия высших должностных выборных лиц органов местного самоуправления. Согласно документу, в Челябинске появятся две новые должности: глава города (он же председатель думы) и глава администрации. 15 апреля на публичных слушаниях проект решения был одобрен. Позднее депутаты областного парламента внесли в закон Челябинской области «О наименовании органов местного самоуправления и глав муниципальных образований» изменения. «Такая система управления городским хозяйством предусмотрена действующим законодательством и отвечает требованиям экономической целесообразности и сохранения стабильности поступательного развития нашего города. Это даст возможность консолидировать усилия областной и городской власти в целях наиболее эффективного управления», – объявил основную цель нововведений заместитель председателя Челябинской гордумы Владимир Смирнов.

В гордуме также упирали на то, что подобная система давно и успешно применяется в других городах страны. Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Челябинского института Уральской академии госслужбы Алексей Фартыгин перечислил Белгородскую, Калужскую, Тверскую, Тюменскую, Брянскую, Саратовскую области, а также республики Башкирия и Татарстан. Действительно, на уровне мелких и средних муниципалитетов разделение хозяйственных и представительских функций между сити-менеджером и мэром давно вошло в моду. Не обошла тенденция и города-миллионники: подобные системы управления действуют в Казани, Перми, Уфе, а с недавних пор соответствующие поправки были внесены и в устав Нижнего Новгорода (с осени там также появится и глава города, и глава администрации). Но все-таки солидная часть крупных мегаполисов (Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара) пока избирает своего мэра путем всенародного голосования.

В Челябинске решили жить иначе. Уже создана конкурсная комиссия, которой предстоит утвердить главу администрации города – ожидается, что решение она примет уже 4 июня. И столицу Южного Урала в ранге сити-менеджера возглавит нынешний и. о. мэра Сергей Давыдов. По данным агентства «Доступ», тогда же из состава депутатов будет избран и новый глава города: скорее всего, им станет нынешний председатель гордумы Борис Видгоф, который активно поддерживал инициативу Юревича.

Оппозиция считает, что изменения в устав могут вступить в силу только после избрания следующего созыва гордумы – то есть в 2014 году. Противники нововведений намерены обжаловать реформирование городской власти в суде. Но шансов у них немного: на федеральном уровне разделение местной власти на хозяйственную и представительскую негласно поощряется. И поэтому судиться оппозиционеры будут долго, но изменить систему управления Челябинском вряд ли смогут.