Инояндекс

Василий Каснакин
19 мая 2010, 19:05

Сейчас запуск поиска по зарубежным сайтам нужен «Яндексу» для привлечения небольшого сегмента российских пользователей, но нельзя исключать, что компания вынашивает планы выхода на международный рынок.

Лидер российского интернет-поиска «Яндекс» реализовал возможность поиска только по зарубежным сайтам. Теперь пользователям доступен полноценный поиск по Всемирной паутине – для этого необходимо лишь включить фильтр. Также сервис доступен на экспериментальной площадке для тестирования новых алгоритмов yandex.com. Напомним, что «Яндекс» индексирует страницы на иностранных языках с 2008 года, но ранее они были доступны в качестве дополнительных результатов к выдаче Рунета.

«Иногда люди хотят получить ответ только на зарубежных сайтах. Теперь это можно сделать прямо на „Яндексе”, в один клик», – говорится в пресс-релизе компании «Яндекс». Сейчас поисковой системой проиндексировано более 4 млрд зарубежных веб-страниц на латинице, большая часть из которых – на английском. Как объяснили в «Яндексе», поисковик индексирует в первую очередь те ресурсы, где есть ответы на наиболее распространенные иноязычные запросы пользователей. Формула ранжирования для результатов поиска по мировому интернету разработана с помощью технологии «Матрикснет». Стоит отметить, что данные взяты из источников самого «Яндекса», то есть получены в виде поведенческой реакции пользователей поисковика

Согласно статистике «Яндекса», количество запросов на латинице составляет 12-15%, но это еще не означает, что пользователю необходима информация с зарубежных сайтов. В качестве примера можно привести запросы по торговым маркам – Samsung, Nissan. Часто, вводя такой запрос, пользователь хочет не попасть на глобальный сайт компании, а узнать локальную информацию о товаре – где он продается или где находится ближайший авторизованный сервис-центр.

Существует два разных мнения о причинах, которые побудили «Яндекс» запустить этот сервис. Так, некоторые аналитики поторопились сделать предположение о том, что компания выходит на международные рынки. Одним из аргументов является расположение тестовой площадки на английском языке в международной зоне .com. Правда, часть экспертов отметила, что если такой пункт и присутствует в планах «Яндекса», то точно не в ближайшем будущем. Объясняют они это тем, что 4 млрд проиндексированных страниц – это очень немного в масштабах сети Интернет, в 2008 году в официальном блоге Google появилась запись о том, что поисковик проиндексировал 1 трлн гиперссылок в Мировой сети, правда, не все из них ведут на уникальные страницы. По данным компании «Яндекс», в интернете существует около 100 млрд уникальных веб-страниц, но среди них очень большой процент бесполезных документов (спам и т. д.). Получается, что пока накопленной базы для работы на международном рынке у российского поисковика маловато.

Вторая точка зрения, которая ближе к истине, такова. «„Яндекс” борется за этот самый небольшой сегмент пользователей, для которых информация на иностранных сайтах очень важна и которые используют для этого иностранные поисковые машины, которые традиционно сильны в этом сегменте», – уверены эксперты. Стоит отметить, что и сам российский поисковик предоставляет этой аудитории такую возможность – внизу страницы выдачи можно перейти по гиперссылкам на страницы выдачи Google, Bing и Yahoo!, а также другие русскоязычные поисковики. Любителей посещать зарубежные сайты немного, по оценке специалистов, только около 1-2% российских пользователей посещают зарубежные ресурсы. «Большой потребности в поиске по зарубежным сайтам у отечественных пользователей пока не наблюдается – например, на „Поиске@Mail.Ru” число таких запросов невелико, люди ищут контент в основном на русскоязычных ресурсах», – говорит руководитель поискового направления Mail.Ru Владислав Шабанов. В офисе «Google Россия» с ним косвенно согласились, рассказав, что видят прямую зависимость роста популярности Google в России от прогресса развития именно технологий русскоязычного поиска.

В самом «Яндексе» введение новых функций объясняют именно анализом поведения российских пользователей. «У многих пользователей „Яндекса” время от времени возникает необходимость искать по зарубежным сайтам. Это мы наблюдаем в течение уже двух лет, с момента начала индексации зарубежного контента, – люди задают запросы и переходят на иностранные сайты. Затем появилось понимание, что есть запросы, по которым нужны только зарубежные результаты, – это понятно как по самим запросам, так и по переходам», – рассказал пресс-секретарь компании «Яндекс» Очир Манджиков. «Если человек хочет найти научную статью на английском и спрашивает ее название – русские результаты в выдаче ему вряд ли помогут», – приводит пример представитель поисковика. Таким образом, получается, что «Яндекс» вводит новые функции именно в рамках конкуренции за российского пользователя, заинтересованного в поиске на зарубежных ресурсах. Владислав Шабанов не думает, что действия «Яндекса» дадут эффект на российском рынке поиска в ближайшее время. «Мы не ожидаем, что в обозримом будущем на рынке произойдут какие-то глобальные изменения. „Яндексу” предстоит очень много сделать для того, чтобы „приучить” ту небольшую долю пользователей, которая ищет контент за рубежом, работать именно с ним, а не с привычными иностранными поисковиками вроде Google. Получится ли это – покажет время», – говорит он.

В целом действия российского интернет-гиганта скорее объясняются конкуренцией на локальном рынке с иностранными поисковыми машинами за небольшой сегмент пользователей. Правда, это не мешает «обкатывать» технологии, которые будут определять успех «Яндекса» у зарубежных пользователей, если компания когда нибудь решит выйти на международные рынки.