Дороги на костях регионов

Москва, 20.05.2010
В России будет уже во второй раз создан дорожный фонд. Первый просуществовал десять лет и был разворован и ликвидирован. Эксперты считают, что та же участь может постигнуть и новый проект. При этом серьезно пострадают регионы, у которых планируется забрать последние налоги.

В России в очередной раз будет создан дорожный фонд. Вчера об этом объявил премьер Владимир Путин, а сегодня подробности задумки его создания рассказала глава МЭР Эльвира Набиуллина.

Бюджетный фонд по строительству и ремонту дорог начнет формироваться с 2011 года. Задача фонда, объяснила министр экономики, дать минимальные гарантии по обеспечению финансирования проектов строительства дорог.

По ее словам, у нового бюджетного дорожного фонда будет то преимущество, что так же, как и у Инвестиционного фонда, есть возможность переноса «так называемых остатков (на следующий год)». «Процедура фонда позволяет деньги накапливать и переносить из года в год. Это позволит ритмично финансировать дорожное строительство и не нарушать естественный цикл, который есть в строительстве дорог», – пояснила она. В числе первоочередных проектов финансирования – крупнейшие федеральные трассы, например из Хабаровска в Мурманск.

Набиуллина сообщила, что вопрос о том, какие доходы будут идти в этот фонд, еще обсуждается. «Идеология такая – доходы в этот дорожный фонд должны быть все-таки связаны с количеством автомобилей, с транспортом, чтобы в том числе нашим налогоплательщикам было понятно, что деньги, которые они тратят, покупая автомобили, идут именно на строительство и улучшение дорог», – сказала она.

Предложение Минтранса, которое он обнародовал сегодня, просто. Министерство предлагает повысить ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла и половину от этого повышения изъять из региональных бюджетов в дорожный фонд. Дорожный фонд может пополняться также за счет акцизов на импортные бензин, дизельное топливо и моторные масла, а также акцизов на автомобили и мотоциклы, НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов. Все это, считают в транспортном ведомстве, позволит в год аккумулировать в фонде до 475 млрд рублей. Чтобы не вызывать гнева автовладельцев – ведь с повышением акцизов повысятся и конечные цены на бензин, – Минтранс предлагает освободить их от транспортного налога. Скорее всего, эти предложения будут поддержаны. Вчера на это намекнул Владимир Путин.

Идея создания дорожного фонда не нова. Подобный фонд уже функционировал с 1991 по 2001 год. С идеей его возрождения в декабре 2009 года выступил президент Дмитрий Медведев. Сейчас дороги финансируются из Инвестфонда и бюджета.

Но, как вчера отмечал Владимир Путин, трассы в России ремонтируются несвоевременно, а срок службы их покрытия не выдерживает никакой критики. Недовольство премьера вызывают «явно раздутые» сметы дорожного строительства, при том что дорог в России по-прежнему строится крайне мало и невысокого качества. По его мнению, проблема экономической обоснованности и качества дорожного строительства также не решена до сих пор.

Эксперты считают, что и нынешний проект мало что даст. По подсчетам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, на дороги нужно выделять не 500 млрд, а 1,7-1,9 трлн рублей ежегодно. При этом непонятно, что воспрепятствует разворовыванию фонда, как это было раньше. Набиуллина, правда, объясняет крах предыдущего проекта тем, что доходы в него были связаны с оборотным налогом, «который подорвал экономическую активность, а механизм расходования денег был непрозрачен».

Зато задумки Минтранса по финансированию фонда грозят серьезными проблемами для российских регионов. В среднем бюджеты субъектов РФ на 2010 год «усохли» примерно на 10%. «Трансферы регионам сократились на 20%, – говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – А акцизы на топливо были значимой статьей в доходах региональных бюджетов, больше, чем транспортный налог. Их изъятие приведет к еще большему ухудшению ситуации в регионах, которые сильно пострадали от кризиса». Зубаревич считает, что такое изменение можно трактовать скорее политическим предвыборным желанием снизить финансовую нагрузку на автовладельцев, нежели экономическими предпосылками.

Блинкин подсчитал, что сегодня акцизы покрывают лишь 30% общих расходов на дороги, а транспортный налог – 8%. Предложение Минтранса в лучшем случае закроет 40-45% расходов на дорожное хозяйство в его нынешнем виде. «Для того чтобы действительно решить проблему дорог, нужно сделать три вещи – отделить все дорожные налоги от общих поступлений в бюджет по принципу платы за электричество (таким образом, ответственность и финансирование будут сосредоточены в одном месте, регионам не надо будет об этом заботиться), повысить акциз в разы, увеличив при этом стоимость бензина до 40 рублей, и ввести многослойный общественный контроль за расходованием этих денег», – предлагает Блинкин. Так в свое время сделали в США и добились отличных результатов. Население при этом не бунтовало, поскольку каждый лично мог проверить, что его деньги идут не в карман чиновнику, а на хорошие дороги.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Прогноз для банков изменен на негативный
    Агентство Fitch ухудшило прогнозы по рейтингам ряда банков из-за потенциальных убытков в результате пандемии и падения цен на нефть
  2. Правила перехода: как не выйти за рамки самоизоляции?
    Почему пока почти не штрафуют и когда начнут, можно ли ездить на машине и кому, и что такое семья в новых условиях
  3. 190 млн рублей за жизнь
Реклама