Не пойман – не вор

Ольга Горелик
20 мая 2010, 12:05

Экономический кризис привел к увеличению случаев внутреннего мошенничества в бизнес-среде. К такому выводу пришла консалтинговая компания Ernst & Young, проведя международный опрос полутора тысяч финансовых директоров, корпоративных юристов и аудиторов. Однако если в странах Северной и Латинской Америки, Европы и Африки компании всерьез озабочены этой проблемой, то в России бизнесмены не придают ей особого значения, а порой просто не замечают.

Коррупция, подкуп должностных лиц, хищения, подмена решений тендерного комитета, банкротства – за последние два года количество данных видов корпоративного мошенничества существенно возросло. Об этом свидетельствуют результаты опроса более 1400 финансовых директоров, внутренних аудиторов и юристов крупнейших компаний из 36 стран мира. В странах Западной Европы, к примеру, число компаний, зафиксировавших значительные финансовые махинации со стороны сотрудников, увеличилось с 10% до 21%. Озабоченность данной проблемой выразили большинство членов советов директоров Латинской Америки (95% опрошенных), Ближнего Востока и Африки (87%), Центральной и Восточной Европы (84%) и Австралии (81%).

Специалисты Ernst & Young считают всплеск мошенничеств закономерным. В кризис компании, с одной стороны, снижают расходы на сотрудников, что увеличивает риск совершения ими незаконных действий, а с другой стороны, сокращают аудиторов, объясняет партнер Ernst & Young, специалист в области расследований мошенничества Иван Рютов. Странным выглядит тот факт, что, несмотря на обеспокоенность, руководители компаний не спешат принимать меры для защиты от нечистоплотных сотрудников. В течение последних 12 месяцев только треть финансовых директоров получила задание провести оценку рисков мошенничества в их организациях.

Наиболее спокойными в отношении корпоративных мошенничеств в исследовании Ernst & Young оказались российские компании. Лишь 10% руководителей признались в том, что в последнее время им пришлось столкнуться с внутренними махинациями. Для сравнения: в Латинской Америке этот показатель составляет 21%, на Ближнем Востоке и в Африке – 18%. Впрочем, это говорит не о том, что российские сотрудники более лояльны своим работодателям, чем американские или африканские, а скорее о том, что российские бизнесмены уделяют данному вопросу меньше внимания, чем их зарубежные коллеги. 

«У российских компаний очень слабый инструментарий для расследований случаев мошенничества», – говорит Иван Рютов. По словам эксперта, большинство формализованных мер, которые давно используются в США или Европе, у нас приживаются с трудом. И даже при поступлении сигнала о мошенничестве у руководства нет четкого алгоритма действий для разбирательства и наказания виновных.

В отечественных компаниях, к примеру, не особо доверяют приглашенным проверяющим. Им платит менеджмент компании, а потому возникают сомнения в независимости их оценок. У нас практически не работает институт информаторов – его не приветствуют как сотрудники, считающие стукачество недостойным занятием, так и  руководители, опасающиеся того, что они сами станут объектом информаторов.

Российские компании очень редко инициируют разбирательство уголовных дел о корпоративном мошенничестве в суде, опасаясь имиджевых потерь. Иван Рютов вспомнил только два случая, когда компании подавали заявление, но уличенные в махинациях сотрудники возместили ущерб и заявления были отозваны. Впрочем, Рютов отметил, что дисциплинарные взыскания, которые руководители или собственники применяют к сотрудникам, порой наносят репутации компании гораздо больший урон, чем судебное разбирательство. В российской бизнес-среде еще не прижилась традиция проводить оценку рисков совершения мошенничества. Эта мера не всегда применяется даже в случае слияния компаний, хотя логично было бы ожидать, что сотрудники поглощаемой компании находятся в шатком положении, а соответственно, вероятность совершения ими хищений или других незаконных действий возрастает. Тем не менее только 55% наших руководителей проводят соответствующую проверку при покупке новых активов.

«Мошенничества, конечно, есть, и в компаниях о них знают, но у российского бизнеса есть более важные проблемы, рядом с которыми корпоративные махинации кажутся мелочью», – комментирует данные исследования председатель совета директоров строительного холдинга Rodex group Антон Данилов-Данильян. Бичом для российских компаний, по его словам, сейчас являются отношения бизнеса и власти, проверяющих и проверяемых. «Это не отношения команды, работающей на благо страны и экономики, это конфликтные отношения сторон, находящихся по разные стороны баррикад, – говорит он. – Такого конфликта нет в развитых странах, поэтому там компании могут уделять внимание внутренним мошенничествам. У нас же любая административная проверка может нанести компании серьезный урон и даже привести к гибели бизнеса. Поэтому мухлежу какого-то менеджера среднего звена просто не придают значения».

Антон Данилов-Данильян также отметил, что если в частных компаниях расследования корпоративных преступлений иногда проводятся, то госкорпорации практически не инициируют подобных процессов.