Нефтесервисная оптимизация

20 мая 2010, 19:54

«Газпром нефть» начала рассмотрение различных вариантов развития нефтесервисного подразделения компании. Результатом процесса может стать частичная либо полная продажа предприятий, входящих в состав ООО «Газпромнефть-нефтесервис» – такое сообщение распространила в четверг пресс-служба нефтяной компании.

В качестве альтернативного варианта «Газпром нефть» рассматривает возможность первичного размещения акций своих нефтесервисных активов. «Планируется, что процесс будет завершен в течение года. Эксклюзивным консультантом по потенциальной сделке является Deutsche Bank», – сообщают в компании.

Нефтесервисное подразделение «Газпром нефти» состоит из управляющей компании (ООО «Газпромнефть-нефтесервис») и девяти дочерних предприятий, предлагающих широкий спектр профильных услуг в области бурения, капитального и текущего ремонтов скважин, геофизики, цементирования скважин; транспортные услуги, а также услуги по ремонту и сервисному обслуживанию бурового и вспомогательного оборудования, насосно-компрессорных и обсадных труб. Деятельность предприятий «Газпромнефть-нефтесервиса» сосредоточена в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Томской и Омской областях, Якутии, Красноярском крае.

По данным аналитического агентства Douglas-Westwood, объем нефтесервисного рынка России в 2006 году составил 11,4 млрд долларов и, по его тогдашней оценке, имел перспективу роста до 22 млрд долларов к 2011 году. Впрочем, российские специалисты приводили и более оптимистичные данные. Так, в 2008 году Владимир Христенко, генеральный директор компании «Римера», входящей в Группу ЧТПЗ, оценивал его потенциал к 2010 году в 65 млрд долларов.

Однако кризис внес свои коррективы – по подсчетам Ernst & Young, если до кризиса объем нефтесервисных услуг составлял 20 млрд долларов, то в 2009 году сократился примерно в полтора раза, до 15 млрд долларов. Популярный лозунг «На сервис не надо тратить – на сервисе надо зарабатывать!» на какое-то время стал неактуальным. Оптимизируя свои расходы, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) активизировали процесс избавления от собственных нефтесервисных подразделений. Так, в начале июня прошлого года ТНК-ВР объявила о продаже своего нефтесервисного бизнеса с годовым оборотом 650 млн долларов швейцарской компании Weatherford.

Справедливости ради стоит отметить, что выделение нефтесервиса из ВИНК шло и ранее. Причина проста – согласно данным агентства RPI, затраты на нефтесервис на тонну добытой нефти ниже всего у нефтяных компаний, пользующихся услугами внешних подрядчиков, – не более 15 долларов, а у компаний, использующих собственные сервисные подразделения, эти затраты составляют от 18 до 30 долларов.

По мнению директора департамента НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александра Штока, нефтяники преодолевают последствия кризиса, и реструктуризация активов в данный момент будет своевременна. «„Газпром нефть”, в частности, за счет вывода из своей структуры нефтесервисного подразделения высвободит средства для инвестиций в основной бизнес – добычу нефти. Кроме того, стоит отметить, что относительно высокие цены на нефть позволяют „Газпром нефти” рассчитывать на весьма хорошие условия сделки», – считает аналитик.

При этом, по его мнению, вряд ли компания будет полностью избавляться от нефтесервисного бизнеса. Скорее всего, «Газпром нефть» сохранит долю в компании, что позволит ей оптимизировать расходы на нефтесервисные услуги в будущем. «В то же время полностью сохранять контроль над подразделением для компании сегодня не очень выгодно. Либо головная компания будет оттягивать часть средств на основной бизнес, в результате нефтесервисное подразделение максимальной эффективности развития не получит. Либо на развитие нефтесервиса потребуются дополнительные средства, которые будут выделены за счет недофинансирования основного бизнеса», – говорит Александр Шток.

При докризисных доходах крупные нефтяные компании действительно могли рассчитывать на доминирование в нефтесервисе. Сверхвысокие доходы позволяли им заниматься всем сразу. Однако современные реалии заставляют нефтяников быть более расчетливыми и экономными. В результате компании выводят из структуры непрофильные активы. В разгар кризиса даже высказывалась точка зрения, что необходимо создать национальную нефтесервисную компанию с доминирующим участием государства. Однако, как отмечает Александр Шток, опасения относительно «огосударствления» нефтесервиса на данный момент не оправдались.

Сегодня сервисные подразделения, входящие в ВИНК, контролируют около 40% российского нефтесерсвисного рынка. Крупными игроками также являются компании «Евразия», Schlumberger, «Интегра». Еще ряд компаний занимают незначительную долю рынка. Аналитик ИК «Финам» Александр Еремин считает, что ориентировочно около 30% нефтесервисного рынка принадлежит зарубежным и около 70% – российским компаниям. По его мнению, продажа «Газпром нефтью» своего сервисного подразделения не приведет к росту конкуренции – она на этом рынке и так велика. 

По мнению же Александра Штока, в целом для развития конкуренции появление нового игрока в виде нефтесервисных активов «Газпром нефти» будет положительным фактором. Однако, считает он, не исключено, что на активы «Газпром нефти» будут претендовать крупные игроки российского нефтесервисного рынка.