Воздушный бой с чартерами

Москва, 21.05.2010
Российские авиационные власти намерены добиться строгого исполнения правил, согласно которым чартерные авиаперевозчики для выполнения своих рейсов должны получать разрешения у авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы.

На российском рынке авиаперевозок разразился грандиозный скандал. Началось все с того, что глава Росавиации Александр Нерадько жестко пообещал навести порядок на рынке чартерных перевозок. «Разрешения на чартеры долгое время выдавались без учета интересов назначенных авиакомпаний. Но так больше не будет, мы не должны наносить им ущерб», – заявил Нерадько. А его заместитель Олег Клим уточнил, что теперь «чартерные авиакомпании будут перевозить только тех пассажиров, которых не смогли обслужить назначенные перевозчики». Это положение записано в приказе Минтранса № 92, изданном два года назад во исполнение международных договоров о воздушном сообщении, подписанных Россией с иностранными государствами (где поименно указываются назначенные авиакомпании). Но на практике этот документ практически не применялся, особенно если речь шла о популярных туристических направлениях. И вот теперь с беззаконием решено нещадно бороться. При этом российские авиационные власти не скрывают, что строгое соблюдение всех правовых актов играет на руку классическим авиакомпаниям. Нерадько прямо заявил, что «прогнозирует перераспределение российского чартерного рынка в пользу назначенных авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы».

Но чартерные авиакомпании со своей судьбой мириться не стали и решили вступить в борьбу. Шесть из них – Sky Express, «Атлант-Союз», «ВИМ-Авиа», «Оренбургские авиалинии», «Трансаэро» и «Таймыр» – написали письмо главе Минтранса Игорю Левитину, в котором призвали его отменить пресловутый приказ № 92, требующий согласовывать выполнение чартерных рейсов с назначенным перевозчиком. Авторы письма уверены, что такое правило в условиях глобальной либерализации международного воздушного пространства выглядит анахронизмом, так как «не соответствует существующему уровню развития рынка чартерных авиаперевозок». Это прямой намек на Европу, где местные авиакомпании уже несколько лет работают в условиях так называемого «открытого неба», которые позволяют им летать в пределах ЕС сколько угодно и куда угодно безо всяких ограничений. Именно такой режим чартерные авиакомпании предлагают распространить и на Россию. Кроме того, в своем обращении к министру они жалуются на отсутствие четких и прозрачных критериев, которыми руководствуется Росавиация при выдаче разрешений на выполнение чартерных программ. «Все это негативно сказывается на деятельности авиаперевозчиков и туроператоров, но самое главное – ставит под угрозу перевозку российских пассажиров на наиболее востребованных направлениях», – резюмировали подписанты.

На самом же деле показная забота о благополучии пассажиров не более чем ширма. Главная цель чартерных перевозчиков – попытаться любым способом разрушить монополию назначенных авиакомпаний, и прежде всего «Аэрофлота». Впрочем, в самом «Аэрофлоте» этот выпад в свой адрес поначалу восприняли весьма сдержанно. Гендиректор авиакомпании Виталий Савельев распространил открытое письмо нашим авиационным властям, а также всем участникам туристического рынка, в котором призвал чиновников и руководителей авиакомпаний соблюдать закон, а требования конкурентов его игнорировать назвал «откровенно провокационными». «В случае признания требований, устанавливаемых приказом №92, устаревшими или неэффективными, необходимо вносить соответствующие изменения в приказ, а не идти на нарушение его требований», – говорится в письме руководства «Аэрофлота».

При этом наша национальная авиакомпания сообщает, что является назначенным перевозчиком с российской стороны на двух из ста популярных туристических маршрутов – Москва–Ларнака и Москва–Ираклион. И на этих направлениях она готова полностью удовлетворить спрос туристов. «К началу действия летнего расписания „Аэрофлот” модернизировал и восстановил летную годность всех имеющихся в парке отечественных судов Ил-96, часть из которых запланирована для выполнения регулярных рейсов в Ларнаку и Ираклион. «Аэрофлот» планирует выполнять 21 регулярный рейс в неделю в Ларнаку (на А-320, А-321, Ил-96) и семь регулярных рейсов в Ираклион (на Ил-96). При наличии повышенного спроса планируется введение дополнительных рейсов», – пишет Савельев.

Вместе с тем гендиректор «Аэрофлота» обращает внимание на то, что его авиакомпания в соответствии с приказом №92 не имеет возможности выполнения чартерных рейсов в Салоники, Варну, Монастир и другие города из-за отсутствия согласования соответствующих назначенных перевозчиков. Но истерики по этому поводу не устраивает. «„Аэрофлот” не заключает договоры с туроператорами до получения соответствующих допусков Росавиации и не шантажирует авиационные власти наличием оформленных пассажиров на несогласованные рейсы», – говорится в письме. Точно так же Виталий Савельев призывает вести себя и руководителей других авиакомпаний.

Но никакого эффекта на чартерных перевозчиков это обращение не возымело. Более того, один из них – Sky Express – пошел на прямую конфронтацию с «Аэрофлотом» и продал билеты пассажирам на несуществующий рейс Москва–Ларнака, который должен был вылететь 19 мая из Внуково. Никакого разрешения от «Аэрофлота» у Sky Express, понятное дело, не было. В результате Росавиация полет запретила, а уже прошедших регистрацию пассажиров пришлось спешно вывозить в Шереметьево и отправлять на Кипр регулярным рейсом «Аэрофлота». Несмотря на то что вся ответственность за этот инцидент полностью лежит на руководстве Sky Express, Российский союз туриндустрии (РСТ) обвинил «Аэрофлот» в захвате чужих пассажирах. А пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина даже заявила, что «действия „Аэрофлота” очень напоминают рейдерство». «Пассажиров вывели из самолета под предлогом замены борта, а затем на автобусе из Внуково везли в Шереметьево», – говорит Тюрина. По ее словам, для того чтобы «заполучить» клиентов Sky Express, «Аэрофлот» на час задержал свой рейс. «Таким образом, декларируемая Росавиацией забота о необходимости наведения порядка на рынке чартерных перевозок для обеспечения безопасности полетов фактически превратилась в издевательство над пассажирами», – делает вывод пресс-секретарь РСТ. Впрочем, как рассказал журналистам директор департамента по связям с государственными органами «Аэрофлота» Олег Михайлов, руководство Sky Express само обратилось к «Аэрофлоту» с просьбой вывезти своих клиентов. Эту информацию подтвердил и коммерческий директор Sky Express Виталий Коренюгин. Правда, по его словам, у Sky Express просто не было другого выхода. «Разрешение на рейс в Ларнаку авиакомпания неоднократно пыталась согласовать с „Аэрофлотом” еще в марте, однако не получала никакого ответа. На фоне молчания „Аэрофлота” Росавиация выдавала нам разовые разрешения, но 19 мая не выдала, и, согласно правилам, мы передали рейс „Аэрофлоту”», – сказал Коренюгин. Но о каком молчании идет речь, если руководство Росавиации заранее предупредило участников рынка о намерении навести порядок, а назначенный перевозчик (в данном случае «Аэрофлот») в открытом письме подтвердил свое намерение полностью обслужить весь спрос на маршрутах в Ларнаку.

Очевидно, что наши туроператоры и чартерные перевозчики просто не готовы играть по установленным правилам и строго соблюдать закон. Четкие правила игры им просто не нужны. Большинству турагентств гораздо легче «по понятиям» договориться с чартерной авиакомпанией, а той, в свою очередь, – с чиновником в Росавиации. Но хочется верить, что теперь этой круговой поруке пришел конец. И наши авиационные власти сложившуюся порочную практику пресекли навсегда.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. РЫНОК
    Рынки зазеленели после полива
  2. Покупай, подорожало!
    Ажиотажный спрос на бытовую технику и электронику, вызванный девальвацией рубля и распространением коронавируса, приведет к перенасыщению и стагнации рынка
  3. Когда пандемии придет конец?
    Италия прошла пик заболеваемости в эпидемии COVID-19, но другие страны Европы, в их числе и Россия, отстают на две недели. Отступать болезнь начнет не раньше конца апреля
Реклама