Битва за металл

Спор российских автопроизводителей и металлургов о ценах на прокат вышел на правительственный уровень. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев доложил премьер-министру Владимиру Путину о том, что его ведомство возбудило дело по факту установления монопольно высоких цен в отношении Evraz Group.

О

тветная реакция металлургов последовала незамедлительно — «Северсталь», обеспечивающая 60% потребности АвтоВАЗа в металле, сообщила, что продолжает отгружать его заводу. Хотя еще накануне директор по внешним связям автогиганта Игорь Буренков заявил о том, что «Северсталь» остановила отгрузку металлопроката, поэтому «металла у АвтоВАЗа осталось всего на несколько дней».

Взаимоисключающие заявления о поставках металла между «Северсталью» и АвтоВАЗом и «наезд» антимонопольного ведомства на Evraz отражают реакцию отечественных машиностроителей на намерение большинства российских металлургических компаний поднять цену на свою продукцию. Как отметил в беседе с Владимиром Путиным Игорь Артемьев, ФАС исследует «всю цепочку, начиная от рудного сырья, окатышей, коксующегося угля и металлопроката». Обоснованием роста цен на металлургическую продукцию нередко служит неадекватная оценка мирового рынка, при этом поставщики раздувают издержки и входные затраты, высказал свое мнение главный борец с монополиями в России. Также ФАС беспокоит тот факт, что продукция (в том числе и при поставках на экспорт) зачастую проходит через сеть посредников, торговые дома, в итоге товар продается с наценкой 20–30%.

Крупнейшие российские автопроизводители — АвтоВАЗ, КамАЗ, группа ГАЗ и Sollers — еще в середине мая получили письма от поставщиков металла с предупреждением о повышении цен на 10–30% уже с 1 июня. Сейчас этот глобальный конфликт между двумя отраслями выходит на новый уровень. Магнитогорский меткомбинат (ММК), обеспечивающий автозаводы металлопрокатом, например, намеревался поднять цены на него на 10–15%. Как объяснил председатель совета директоров ММК Виктор Рашников, это обусловлено ростом цен на 90% на железорудное сырье. «Сегодня его цена выше, чем была в кризисном 2008 году. А наш рост отпускных цен с начала года составил 18%», — посетовал глава ММК. И добавил, что экспортные цены на металлопрокат для автопрома с начала года выросли на 40% (хотя ряд отраслевых аналитиков утверждают, что разница в цене на прокат внутри страны и за ее пределами составляет всего 20–30 долларов с тонны). Аналогичные доводы приводили и представители других металлургических компаний.

В ответ АвтоВАЗ, например, «вынужденно согласился» на прошлой неделе с «Северсталью», группой «Мечел» и ММК о повышении цен на прокат в среднем на 20% на некий «переходный период». «Но металлурги требуют с 1 июня увеличения цены на 25% и сохранения ее до конца 2010 года, в противном случае отказываются подписывать новые соглашения с АвтоВАЗом», — заявил Игорь Буренков.

В отношении же Evraz катализатором процесса, очевидно, стали обращения в правительство гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко, просившего содействовать «в стабилизации цен в металлургической отрасли» и жаловавшегося на то, что поставщики металла отказываются фиксировать расценки даже на квартал. Сиенко писал, что в январе—марте этого года цены на железорудное сырье, уголь, кокс и ферросплавы выросли на 20–30%, на стальной лом — на 38%, на металлопрокат — на 10–17%, а на железнодорожное литье — поднялись до 60%. В числе компаний, воспользовавшихся экономической ситуацией, Сиенко называл Evraz Group, «Мечел», ММК и «Северсталь».

РЖД нынешней весной также жаловались антимонопольщикам на повышение цен со стороны Evraz Group и ММК. Однако антимонопольное ведомство тогда заявило, что в этом сегменте рынка признаков нарушения ценообразования не нашло. 13 мая руководитель московского представительства УВЗ Василий Варенов заявил, что компания достигла договоренностей по ценам на металлопрокат с ММК и продолжает переговоры по этому вопросу с Evraz, «Северсталью» и «Мечелом».

Отраслевые эксперты полагают, что машиностроители в ближайшее время все же договорятся с металлургами по цене на металл. «Наметившееся весной текущего года восстановление российского автомобильного рынка пока еще является неустойчивым и во многом определяется запуском программы утилизации старых автомобилей. Тем не менее в условиях масштабной господдержки автомобилестроительных компаний мы полагаем, что крупнейшему российскому автопроизводителю и металлургам удастся найти компромиссное решение», — высказал свое мнение в отношении АвтоВАЗа аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. Тем более что тольяттинский автозавод уже учел часть увеличивающихся затрат в стоимости своей продукции — с 15 мая отпускные цены на Lada выросли на 2%. «Повышение отпускных цен АвтоВАЗом связано прежде всего с ростом цен на материалы и комплектующие изделия», — объяснила компания, отметив, что цены на автомобили, поставляемые дилерам для продажи по госпрограмме утилизации, остались на прежнем уровне.

Владимир Путин подал металлургическим компаниям четкий сигнал: «Понятно, что могут расти издержки, что ситуация в их экономике складывается иначе, но это совсем не повод для того, чтобы совершать резкие скачки по ценообразованию». Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров уже заявил, что дела по поводу ценовых нарушений, сходных с выявленными в отношении Evraz Group, могут быть возбуждены и против других крупных российских производителей металлопродукции.

Как отмечает аналитик Альфа-банка Ангелика Генкель, акции металлургических компаний станут первыми жертвами распродаж — инвесторы будут опасаться повторения ситуации двухлетней давности с «Мечелом», подешевевшим в результате на 30%. «Политическая составляющая — важный элемент инвестиционной привлекательности российских компаний для нерезидентов. Посыл российских властей в отношении металлургической отрасли вполне может быть использован нерезидентами для большой игры на понижение на рынке рисковых российских активов. При неблагоприятном развитии ситуации нерезиденты, выводящие средства из акций, предъявят спрос на валюту. Что приведет к витку ослабления рубля и ухудшению конъюнктуры рынка акций компаний, от этого фактора зависящих. Скорее всего, пессимистичный сценарий не будет реализован, поскольку чиновники постараются успокоить инвестиционное сообщество», — считает аналитик.

Evraz Group, очевидно, уготована роль некоего «сигнальщика», который, пока в отношении него будет длиться расследование ФАС, даст внутреннему рынку «правильные», с точки зрения правительства, ценовые ориентиры. Выбор именно этой металлургической компании на эту роль очевиден. Помимо того, что она является одним из основных поставщиков металла на внутренний рынок, Evraz Group владеет многими шахтами Кузбасса, на которых добывается столь необходимый для выплавки стали коксующийся уголь. В том числе является совладельцем печально известной шахты «Распадская». Одной из причин катастрофы на этой крупнейшей отечественной угольной шахте сейчас все чаще называют создание владельцами и менеджментом такой системы работы шахтеров, которая побуждала их нарушать правила безопасности, стремясь выполнить устанавливаемые компанией планы по добыче угля. Поэтому расследование ФАС в отношении Evraz, по сути, явилось еще одной реакцией правительства на эту трагедию и способом повлиять на деятельность Романа Абрамовича-металлурга.

У партнеров




    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.

    Почему важно делать новую бизнес-модель данных прямо сейчас?


    Город для промышленника

    Импортозамещение — явление, к которому Россия обращается с завидной регулярностью, особенно не в самые благополучные времена

    Очищая «ржавый пояс»

    Москва включается в мировую гонку редевелопмента территорий — путь которым шли все мировые мегаполисы. Это один из самых эффективных способов развития города

    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Гисметео, прогноз погоды на 14 дней: никто не ожидал такого поворота
      Гисметео, прогноз погоды на 14 дней: никто не ожидал такого поворота
    2. Российские учёные создали высокоустойчивый композит для ядерных реакторов нового типа
      Российские учёные создали высокоустойчивый композит для ядерных реакторов нового типа
    3. Гисметео, прогноз погоды на неделю: синоптики вынесли новый вердикт
      Гисметео, прогноз погоды на неделю: синоптики вынесли новый вердикт
    Реклама