Репортаж из кратера вулкана

28 мая 2010, 19:01

В

центре «Фабрика» открылась выставка «Люди современного искусства» — около сотни снимков известного московского фотографа Александра Забрина. На них — жизнь московской богемы с середины 1980-х по середину 1990-х.

Нейтральное, почти академическое название выставки обманчиво, потому что представленное на ней напоминает не чинную портретную галерею, а репортаж из кратера вулкана — российский андерграунд в то десятилетие выходил, точнее — вырывался на поверхность, превращаясь из маргинального явления, развивающегося по какими-то своим законам, недоступным пониманию большинства, в «современный художественный процесс». Эти метаморфозы и запечатлел Забрин, который, находясь в самом что ни на есть эпицентре этих тектонических процессов, снимал тех, кого знал лично, — художников, музыкантов, кураторов, галеристов, арт-критиков, произносивших свои первые слова на тему российского актуального искусства. Это было время, когда едва ли не все, что выбрасывал на поверхность этот вулкан клубов и выставочных залов, подхватывалось на лету и сулило еще много открытий.

Когда широкой публике впервые предъявлялись не только сокровища, извлеченные из мастерских-сквотов вроде легендарного дома в Фурманном переулке, но и сам стиль существования арт-сообщества. Уверенный в уникальности своих героев, творящих что-то невиданное, Забрин все же снимал так, что на первом плане всегда оказывались не их общественный статус и роль в судьбоносном процессе (скажем, «основатель одной из первых галерей современного искусства Марат Гельман» или «патриарх отечественного неофициального искусства Юрий Соболев»), а выражение глаз, жесты, физически ощутимая погруженность в искусство.

Сегодня, в 2010-м, российское актуальное искусство представлено летописью знаменитых выставок, большими частными и музейными коллекциями и известными (иногда всемирно известными) именами. К этому Забрин делает существенное добавление, предъявляя нам лица.