Взвейтесь, «Соколы», орлами

31 мая 2010, 16:20
Н

ижегородский авиационный завод (НАЗ) «Сокол» не планирует развивать производство самолетов малой авиации, а собирается переключиться на «МиГи». Об этом заявил в минувшую пятницу генеральный директор российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ», председатель совета директоров «Сокола» Михаил Погосян.

По его словам, самолеты малой авиации позволили обеспечить загрузку предприятия в период дефицита заказов, однако сейчас «Сокол» стал одной из базовых площадок РСК по производству самолетов семейства «МиГ». Для того чтобы специализироваться в развитии малой авиации, у авиазавода нет необходимого объема заказов, отметил Погосян.

Самолет М101Т, разработанный ОКБ им. Мясищева (Жуковский, Московская область), — единственный сертифицированный в России самолет компакт-класса, который может использоваться в пассажирском, грузовом и грузопассажирском вариантах. Практическая дальность полетов составляет 1,1 тыс. км со скоростью до 420 км в час. Для М101Т установлен эшелон полета 7600 метров, где отсутствует «болтанка». С 2006 года «Сокол» выпускал такие самолеты по заказам частных компаний-авиаперевозчиков, в частности для подконтрольной «Касколу» московской компании «Авиа менеджмент груп» (АМГ), оператора проекта коммерческих авиатакси Dexter. Однако из-за того что «Сокол», занятый выполнением военных контрактов, не смог вовремя выполнить заказ АМГ, перевозчик переключился на самолеты швейцарского производства Pilatus PC-12 и американские Citation Mustang. В прошлом году «Сокол» достроил 20 самолетов М101Т, находящихся в заделе, и закрыл этот проект, несмотря на формирование спроса на легкие самолеты для чартерных региональных и деловых перевозок в России и ближнем зарубежье — на Украине и в Казахстане.

Летом прошлого года министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, побывав на «Соколе», сообщил, что авиазавод рассматривается в качестве центра по сборке боевых самолетов «МиГ». «Сокол», по словам министра, может стать головным предприятием по серийному производству многофункциональных истребителей «МиГ-35» — в кооперации с предприятием «Иркут» в Иркутской области и авиазаводом в подмосковных Луховицах. В рамках реструктуризации московских площадок, на которых находятся предприятия Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), производственные мощности будут поэтапно выводиться из Москвы в Луховицы и на «Сокол».

Ранее аналитики оценивали портфель заказов «Сокола» в 17–20 млрд рублей. Сюда входили ремонт и модернизация «МиГ-31» до 2015 года и изготовление 12 самолетов «Як-130» для ВВС России в течение трех лет. Прошлогодний заказ Минобороны на модернизацию «МиГ-31» выполнен полностью, и в 2010 году «Сокол» рассчитывает подписать новый контракт с военным ведомством, сообщил Михаил Погосян. Уже заключены контракты на поставку агрегатов для 41 самолета «МиГ-29К» и «МиГ-29Н», а до конца года НАЗ намерен увеличить портфель заказов на эти самолеты.

Напомним, РСК «МиГ» в 2009 году стала одним из главных получателей государственной антикризисной помощи. Бюджет выделил 25 млрд рублей на строительство 34 самолетов «МиГ-29» для ВВС. Общий портфель заказов корпорации оценивается в 6,8 млрд долларов и включает как заказы для российского Минобороны, так и экспортные контракты. В частности, число новых корабельных «МиГ-29» для морской авиации России и для ВМС Индии достигнет почти 100 единиц. Это требует возобновления крупносерийного производства, которое в постсоветские времена не велось: корабельные самолеты достраивались из технологического задела — частично или полностью собранных самолетов и агрегатов, оставшихся еще со времен СССР. Сейчас этот задел иссяк, и требуется восстановление производства. Базой для этого станет НАЗ «Сокол».