Праздничная скидка

Алексей Клепиков
4 мая 2010, 16:19

С 1 мая стоимость проезда в троллейбусах Петрозаводска снизилась с 15 до 10 рублей. Решение было принято руководством муниципального унитарного предприятия «Городской транспорт» по рекомендации властей столицы Карелии довольно неожиданно и перед самыми праздниками — 29 апреля. «Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что целесообразно установить стоимость проезда в размере 10 рублей и тем самым сделать троллейбусные перевозки экономически привлекательными для пассажиров», — заявил директор МУП «Городской транспорт» Игорь Шарапов.

С

ейчас в Петрозаводске действуют семь троллейбусных маршрутов, их обслуживают около 110 машин. Для города с населением 280 тыс. человек это вполне приличная сеть. Помимо троллейбусов городской транспорт в столице Карелии представлен, по сути, лишь частными маршрутными такси. Частники на протяжении ряда лет постепенно отнимали хлеб у муниципального транспортного предприятия (раньше оно называлось ОАО «Троллейбусное управление»), но по итогам прошлого года на долю городских троллейбусов все равно приходилось порядка 60% пассажирских перевозок в городе. Ситуация стала резко меняться после того, как с 1 января нынешнего года проезд в троллейбусе подорожал с 12 до 15 рублей. В Троллейбусном управлении увеличение стоимости проезда на четверть объясняли почти двукратным ростом цен на электроэнергию, недостаточным объемом дотаций из городского бюджета и необходимостью погашать накопившиеся долги, в частности перед энергетиками и налоговыми органами.

Но повышение цен привело к обратному эффекту. Частники сохранили цены на уровне 12 рублей за поездку, и троллейбус стал для горожан экономически невыгоден. Кроме того, владельцы маршруток не привязаны к троллейбусным электропроводам и потому имеют куда более значительную свободу маневра в части формирования маршрутов движения. В результате пассажиропоток в троллейбусах снизился на 25%, и выручка Троллейбусного управления, вопреки прогнозам, не выросла, а уменьшилась. Соответственно, долги предприятия стали лишь увеличиваться и достигли 90 млн рублей.

Решением городских властей было создано новое предприятие — МУП «Городской транспорт», которое начало функционировать с 1 мая. Ему был передан троллейбусный парк города и переведен практически весь персонал (около 800 человек), причем с сохранением прежнего уровня оплаты труда. А в отношении Троллейбусного управления возбуждена процедура банкротства. 21 апреля по решению Арбитражного суда Республики Карелия на предприятии введено конкурсное производство. Как именно банкрот будет рассчитываться с энергетиками и налоговиками, в мэрии Петрозаводска пока не разъясняют. Скорее всего, это придется сделать во многом за счет средств муниципального бюджета, поскольку главный актив ОАО «Троллейбусное управление» — парк машин — переведен в новое, «чистое» предприятие. В противном случае подобное финансовое «оздоровление» троллейбусных перевозок начнет попахивать предумышленным банкротством.

В руководстве исполнительной власти города и МУП «Городской транспорт» утверждают, что нынешнее снижение тарифа в полтора раза не потребует дополнительных бюджетных вливаний — окажется достаточно возвращения пассажиропотока к уровню конца прошлого года. Правда, остается непонятно, почему Троллейбусное управление при прежнем пассажиропотоке и тарифе 12 рублей терпело убытки, а новое предприятие при тарифе 10 рублей окажется более финансово состоятельным.

По словам Игоря Шарапова, в течение лета специалисты МУП «Городской транспорт» будут пересматривать сеть городских маршрутов. «Будем разрабатывать и вместе с частными перевозчиками садиться и смотреть, как сделать так, чтобы пассажирам было удобнее и пробок было меньше в городе», — заявил Шарапов в интервью ГТРК «Карелия». Кроме того, новое транспортное предприятие планирует осуществлять и автобусные перевозки на основных городских маршрутах, где нет троллейбусных линий. В городском бюджете на следующий год, как уверяет Шарапов, будут заложены деньги на покупку новых машин — как троллейбусов, так и автобусов.