Неуемный вулкан

Авиационные власти Ирландии на этой неделе закрыли аэропорты страны и воздушное пространство для взлетов и посадок (транзитные полеты на высоте более 10 км были разрешены). Одновременно британская Служба гражданской авиации (САА) закрыла аэропорты в Северной Ирландии. В среду под закрытие попали аэропорты Шотландии (включая Глазго и Эдинбург). САА предупредила авиакомпании, что в ближайшее время закрытыми могут оказаться также аэропорты северной части Англии.

П

ричиной закрытия стали новые облака пепла, которые вулкан Эйяфьядлайокюдль на юго-востоке Исландии стал вновь извергать в последние дни. Новое облако стало двигаться в направлении британских островов и, по мнению регуляторов, стало представлять угрозу безопасности полетов.

Напомним, что Эйяфьядлайокюдль начал извержение еще 14 апреля и в течение недели выбрасывал облака вулканического пепла в атмосферу. Пепел образовывался из-за контакта с нагретой до температуры 5–7 тыс. градусов Цельсия магмы с поверхностью ледника, покрывающего вулкан. В результате образовывался столб пара, который поднимал пепел на высоты 6–12 км. Облако пепла благодаря ветру быстро распространилось на юго-восток от Исландии, охватив практически всю Европу.

По мере распространения облака авианавигационные службы европейских стран стали закрывать свое воздушное пространство и аэропорты. Причина этого — инциденты в начале 1980-х, когда у пролетающих над жерлами вулканов самолетов отказывали двигатели. В целом по Европе более 30 стран закрывали свое воздушное пространство после начала извержения Эйяфьядлайокюдля. Некоторые аэропорты, например Барселона, были закрыты несколько часов, а в Британии — шесть дней.

Масштаб закрытия воздушного пространства и аэропортов оказался беспрецедентным в истории авиационного сообщения. По данным IATA, в Европе было отменено более 100 тыс. рейсов. В некоторые дни не выполнялась треть всех рейсов в мире, так как ключевые хабы (Лондон, Париж, Франкфурт и Амстердам) были закрыты. За неделю авиакомпании потеряли 3,2 млрд долларов, а также недополучили прибыли в размере 1,7 млрд долларов из-за отмены рейсов. Даже после того как аэропорты были открыты, быстрое возвращение к обыденному расписанию оказалось невозможно. Сотни европейских самолетов оказались за тысячи километров от своих баз.

В результате паралича авиасообщения не смогли вылететь 1,2 млн пассажиров. Особо острая ситуация оказалась в Британии и Ирландии, которые отделены от континентальной Европы морем. Проходящий по туннелю под Ла-Маншем поезд «Евростар» и паромы не могли справиться с потоком пассажиров. Британские власти отправили пять кораблей ВМС, чтобы перевезти часть из застрявших за пределами страны более 150 тыс. британцев. Даже после того как полеты были возобновлены 20–22 апреля, авиакомпаниям потребовалось более недели, чтобы вывезти всех застрявших пассажиров.

Пострадали не только авиакомпании, но и в целом европейские экономики. Нормально не могли функционировать финансы и бизнес-услуги, были прекращены поставки некоторых видов товаров. Хотя авиация обслуживает всего 1% международной торговли, эти товары обычно имеют короткий срок жизни. В результате фермеры в Кении были вынуждены выбрасывать миллионы роз, а в Марокко — тысячи тонн клубники, которые не могли быть доставлены потребителям в Европе. Nissan и BMW на несколько дней были вынуждены остановить производство, так как не могли получить комплектующие.

Отмена запрета полетов стала результатом давления авиакомпаний и аэропортов на авианавигационные власти. По мнению авиакомпаний, которые провели многочисленные тестовые полеты и не обнаружили никаких проблем, навигационные службы проявили чрезмерную осторожность и не спешили снять запрет. Закрытие воздушного пространства над Европой было произведено на основе компьютерных моделей, а не действительных измерений. Поэтому во многих странах начались расследования того, насколько оправдано было закрытие аэропортов на такой продолжительный срок.

В некоторых случаях авиакомпании практически выкручивали руки авианавигационным властям. Например, открытие аэропортов Британии вечером 20 апреля произошло лишь после того, как авиакомпания British Airways направила 20 своих дальнемагистральных самолетов, застрявших в удаленных аэропортах (например, в США или Азии) назад в лондонские аэропорты Хитроу и Гатвик. САА не давала разрешение на их посадку в Лондоне, настаивая на посадках к тому времени открывшихся аэропортах Шэннон (Ирландия) и Амстердама. По сведениям источника «Эксперта Онлайн», знакомого с ситуацией, авиакомпания ВА выступила с ультиматумом — или САА откроет лондонские аэропорты, или самолеты настолько выработают топливо, что их переадресация в соседние страны станет невозможной и они совершат экстренную посадку в аэропортах лондонского аэроузла. Результатом такого давления стало неожиданное решение САА открыть все аэропорты Британии для полетов.

Как заявил глава Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Джованни Бизиньяни, «европейские правительства приняли решение, ни с кем не посоветовавшись и не оценив степень риска адекватно. Оно базируется на теоретических выкладках, а не на фактах». Под давлением со стороны авиационной отрасли министры транспорта стран ЕС провели в конце апреля срочную видеоконференцию. На ней было решено, что запрет полетов коснется только той зоны распространения вулканического облака, в которой концентрация пепла превышает критические показатели. На тот момент речь шла о секторе над северной Атлантикой, находящейся за сотни километров от ближайших аэропортов Норвегии и Британии.

В начале мая министры собрались в Брюсселе уже на личную встречу, чтобы обсудить, как предотвратить повторение апрельской ситуации. В частности, министры договорились интегрировать воздушное пространство ЕС, создав «единый европейский регулятор для единого европейского неба». Такой регулятор появится к 2012 году, а система авианавигации будет упрощена. Вместо нынешних 27 национальных служб появится всего 9 региональных. Как заявил еврокомиссар по транспорту Сийм Каллас, европейские власти должны удостовериться, «что миллионы людей и компаний не увидят повторения кризиса последних нескольких недель», даже если частичные закрытия аэропортов и будут продолжаться.

Однако до тех пор, пока новая система не будет создана, закрытия аэропортов и отмены рейсов окажутся в руках национальных авианавигационных служб, которые будут реагировать на изменения динамики извержения исландского вулкана. По мнению Стивена Райта, профессора британского университета Лидса, эти службы предпочитают перестраховаться, чтобы защитить высокие стандарты безопасности полетов, которые характерны для большинства стран Европы. Это подтверждают заявления самих регуляторов. Так, Эймон Бреннон, глава Ирландской службы авиации, заявил, что закрытия аэропортов и воздушного пространства «могут происходить периодически в течение лета. Вероятно, мы столкнемся с летом неопределенности из-за поведения облака пепла».

Для простых авиапутешественников это означает, что временные, пусть и не столь масштабные, как в апреле, закрытия аэропортов и отмены рейсов могут продолжаться в ближайшие месяцы. Лето-2010 может оказаться также крайне неприятным для европейских авиакомпаний, многие из которых настаивают на компенсациях правительств за закрытие воздушного пространства.