Спасти «ИжАвто»

Галина Щербо
5 мая 2010, 15:44

Кредиторы автопроизводителя «ИжАвто», находящегося в процедуре банкротства, одобрили вчера план внешнего управления, который, как ожидается, позволит предприятию через полтора года выйти на точку безубыточности и рассчитаться с долгами. «ИжАвто»планирует привлечь кредит на 500 млн рублей и к середине года возобновить производство вазовской «классики».

Д

о остановки производства в апреле 2009 года «ИжАвто» входил в пятерку крупнейших российских производителей легковых автомобилей. Предприятие выпускало автомобили Иж-27175, ВАЗ-2104, собирало Kia Spectra и Kia Sorento. Мощность завода составляет 220 тыс. автомобилей в год. В конце прошлого года акционером предприятия стала госкорпорация «Ростехнологии», которая контролирует около 25% акций «ИжАвто» через Ижевский машиностроительный завод, находящийся под управлением «Ростехнологий».

Как сообщалось ранее, кредиторы отвергли предложение акционеров провести дополнительную эмиссию акций. По уставу компании, она не может превышать 8 млрд рублей. Эта сумма не решает всех проблем предприятия-банкрота. В реестре требований кредиторов «ИжАвто» 13,5 млрд рублей. В залоге у крупнейшего кредитора Сбербанка РФ (8,25 млрд рублей, или 61% общего долга) находится контрольный пакет акций «ИжАвто». В числе других крупных кредиторов банки «Ак Барс» (1,89 млрд рублей) и «Уралсиб» (1 млрд рублей). Средства для погашения задолженности и запуска производства автозавод рассчитывает получить другим путем. Для выплаты долгов «ИжАвто» может продать непрофильные активы, оцененные в 8,5 млрд рублей, и надеется взыскать дебиторскую задолженность, которая составляет около 3 млрд рублей. По плану, завод может либо сдать мощности в аренду, либо заключить соглашение о сборке автомобилей для других компаний.

До середины лета «ИжАвто» рассчитывает запустить конвейер. Для этого кредиторы одобрили привлечение кредита на 0,5 млрд рублей. Такой объем оборотных средств был необходим предприятию еще в середине прошлого лета для возобновления контрактной сборки автомобилей Kia. Этой суммы «ИжАвто» тогда не нашел и в августе объявил себя банкротом.

Сейчас завод намерен начать восстановление производства со сборки Lada-2104 и нескольких моделей Kia, которые выпускались до остановки предприятия, сообщил внешний управляющий Михаил Котов. За полтора года «ИжАвто» должен собрать более 90 тыс. автомобилей и начать приносить прибыль. Соглашений с «АвтоВАЗом» и Kia пока нет, ведутся переговоры о поставке машинокомплектов.

Вазовская «классика» остается одной из наиболее востребованных моделей в силу своей относительно невысокой цены, комментирует планы «ИжАвто» аналитик компании «Финам» Константин Романов. Это главная причина, почему «АвтоВАЗ» не снимает «классику» с производства, хотя и много говорит об этом. Сейчас выпуск устаревших моделей ВАЗа стимулирует государственная программа утилизационных премий, добавляет аналитик ФК «Открытие» Гельды Союнов. Спрос на сертификаты превзошел ожидания Минпромторга. Из оставшихся на сегодняшний день 95 900 сертификатов порядка 80% приходится на вазовскую «классику», приводит данные статистики Союнов. Тем не менее эксперты рынка убеждены, что, несмотря на нынешний ажиотаж, у старых вазовских моделей нет будущего. «Классика» — низкомаржинальные модели, которые самому «АвтВАЗу» серьезных прибылей не приносят, обращает внимание Романов. С этими моделями и загрузкой мощностей менее 30% «ИжАвто» выйдет в лучшем случае на уровень операционной безубыточности. Для того чтобы расплатиться с долгами, 90 тыс. машин за полтора года при мощностях 220 тыс. автомобилей в год — мало, соглашается аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов.

Программа обмена «автохлама» закончится, и следом можно ожидать резкого спада спроса на «классику», продолжает Гельды Союнов. Для «ИжАвто» это тоже тупиковый вариант. У производителя есть два-три месяца, чтобы успеть вскочить на подножку этого уходящего поезда. Через год ВАЗ может свернуть их производство, а «ИжАвто» придется выпускать устаревшую «классику» по остаточному принципу.

Площадкой «ИжАвто» продолжают интересоваться другие компании. Контрольный пакет акций автозавода хотел выкупить калининградский «Автотор», который планировал наладить в Ижевске выпуск 200 тыс. машин в год, полностью загрузив мощности завода. «Автотор» был готов привлечь стратегического инвестора с собственным продуктом для запуска производства. Южнокорейский автоконцерн Hyundai (владеет 51% акций Kia Motors) намерен организовать на «ИжАвто» в режиме промсборки выпуск легковых автомобилей и коммерческого автотранспорта под своим брендом. Конкретные объемные показатели и модели пока не называются, известно лишь, что Hyundai рассчитывает на максимально возможный объем. Корейский концерн планирует производить в России ежегодно до 500 тыс. автомобилей и в 2011 году запускает автосборочное предприятие в Санкт-Петербурге. Его мощности рассчитаны на 150 тыс. машин, и собираться здесь будут три модели Hyundai, в то время как концерн намерен запустить на российском рынке сборку более десяти моделей.

Как сообщил вчера Михаил Котов, ни один из этих проектов пока не выбран. Ранее Сбербанк склонялся в пользу сотрудничества с Hyundai и от этих намерений не отказывается. Но запуск проекта тормозит отсутствие у Hyundai соглашения о производстве автомобилей в режиме промсборки, которое дает льготы на поставку машинокомплектов.

Hyundai всерьез присматривается к российскому рынку, считает Константин Романов из «Финама»: организация масштабного производства дает концерну существенную экономию. Но пока спроса в таком объеме на внутреннем рынке нет. В прошлом году продажи Hyundai в России упали на 61%, до 74 600 автомобилей. При этом коммерческий транспорт компании пользуется меньшим спросом, чем ГАЗ или Fiat. Автопроизводители рассчитывают на рост российского рынка к 2015 году до 3,5 млн автомобилей. Исходя из этих прогнозов, считают отраслевые аналитики, Hyundai и присматривается к мощностям «ИжАвто». Причем, как отмечает Гельды Союнов, концерну стоит поторопиться с получением разрешения на промышленную сборку: интеграция международных брендов в российский автопром озвучена многими зарубежными компаниями. Выход на рынок с отверточной сборкой ставит производителя в заведомо невыигрышную конкурентную позицию по цене. Те, у кого есть разрешение на работу в режиме промышленной сборки, могут предложить более широкие ценовые вариации.