Второе дыхание аэропорта

Александр Попов
5 мая 2010, 14:55

В новосибирском аэропорту «Толмачево» 1 июля заработает вторая взлетно-посадочная полоса (ВПП-2). 9 апреля премьер-министр РФ Владимир Путин, посещая новое здание АКДП (аэродромный командно-диспетчерский пункт), который в дальнейшем будет обслуживать ВПП-2 аэропорта, поинтересовался у гендиректора «Толмачево» Александра Бородина: «В июле запустим?». На что получил четкий ответ: «Запустим. Все уже «в стволе».

Запуск второй взлетно-посадочной полосы — событие, которого Новосибирск ждал долгие годы. Проект строительства полосы был утвержден еще министерством гражданской авиации СССР четверть века назад, в 1985 году. Стройка же началась в 1987 году. Но в 1995 году работы на объекте были приостановлены из-за прекращения бюджетного финансирования. Лишь с 2002 года на основании поручения президента России (в то время Владимира Путина) стройка возобновилась — по откорректированному проекту и в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)». На строительство было выделено более 2,99 млрд рублей.

Вторая полоса необходима Новосибирску как воздух. Как недавно в интервью агентству «Авиапорт» отметил Александр Бородин, «если московский авиаузел — хаб, осуществляющий перевозки в Европу, то мы — хаб, осуществляющий перевозки в Азию». «Сегодня аэропорт «Толмачево» уже является сформировавшимся хабом. Причем хаб — это не только совокупность зданий, но и сервисов. Сегодня у нас предоставляются все виды сервисов, необходимых авиакомпаниям. Главное наше преимущество (перед аэропортами Красноярска и Иркутска — прим. «Эксперта Online») — техническая оснащенность и готовность персонала к работе. Кроме того, мы обгоняем их по пассажиропотоку, так как вокруг нас более высокая плотность населения. Второе преимущество географическое — через Новосибирск проходят все транспортные пути с запада на восток. Через нас летают пассажиры из всех соседних регионов», — говорил Бородин. Действительно, за первые три месяца 2010 года аэропорт перевез пассажиров на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ожидается, что в этом году пассажиропоток в «Толмачево» перевалит истрический максимум 2 млн человек. И это вполне объяснимо: за Уралом только новосибирский аэропорт реально является крупнейшим и самым современным, во многом благодаря инвестициям компании «Новапорт», владеющей 38% акций «Толмачево» (контрольный пакет — 51% — принадлежит государству).

Ввод ВПП-2 приведет к увеличению пропускной способности аэропорта (она вырастет в два раза, до 38 взлетопосадок в час) и позволит повысить категорийность его аэродромного комплекса до второй категории ИКАО (то есть туманы и плохая погода уже не помешают самолетам приземляться в Новосибирске, тогда как сейчас они, порой, улетают в соседние Барнаул и даже в Абакан). Пока в азиатской части России такая категория присвоена только аэропортам Якутска и Хабаровска. Кроме того, вторая полоса поможет «Толмачево» увеличить количество регулярных и транзитных рейсов.

Технические особенности ВПП 2: длина — 3,6 км, ширина — 60 м. Все искусственные покрытия ВПП 2 и рулежных дорожек цементобетонные. Это позволит «Толмачево» принимать все существующие воздушные суда, в том числе самые большие самолеты типа АН-225 «Мрiя» и Airbus 380. «Пока они могут без проблем садиться у нас только в Москве, когда закончим строительство, смогут и во Владивостоке, и теперь в Новосибирске. Таким образом, мы можем давать возможность пролета над территорией России всем типам воздушных судов и принимать их в нашем аэропорту в случае необходимости», — отмечал на совещании в апреле с участием премьера министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Как выяснилось сегодня на совещании, которое проводил Юрченко, все строительные работы на второй полосе уже завершены: специальные приемочные комиссии теперь оценивают готовность объекта к технической эксплуатации. «Сегодня-завтра будут подписаны первоначальные акты рабочих комиссий. Замечания несущественные, но они имеют место быть, не влияют на продолжение хода работ, на подготовку к испытаниям, в том числе к облету. Часть замечаний связана с погодными условиями и паводком, которые не дают возможности провести благоустройство на территории. По мере наступления теплой погоды и высыхания почвы будут произведены благоустроительные работы, которые числятся в замечаниях», — сообщил присутствующий на совещании министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов. По его словам, до 8 мая планируется подать напряжение на все необходимые участки, что даст возможность приступить к окончательному обустройству всех систем ВПП-2. 12-13 мая будут согласованы сроки начала облета и заказан из соответствующей лаборатории самолет. «Мы надеемся, что к 1 июня весь комплекс работ по ВПП-2 завершится. После этого будет осуществлена окончательная процедура приемки полосы и передачи будущим эксплуатантам для проведения работ по вводу ее в эксплуатацию», — резюмировал Симонов.