Отечественные металлурги следуют мировым тенденциям

1 июня 2010, 20:15

К

рупнейшие мировые производители коксующегося угля и железной руды намерены в третьем квартале текущего года повысить цены на свою продукцию на 30–35%, сообщает сегодня сайт Fincake.ru со ссылкой на газету Financial Times. Новая цена составит $130–135 против $100 во втором квартале и $60 — в минувшем году. Железная руда — один из основных ингредиентов для производства стали. Поэтому следующий  этап — рост цен на продукцию сталеваров, которые вынуждены будут как-то компенсировать издержки. Еще в начале апреля текущего года генеральный директор крупнейшей сталелитейной компании в мире ArcelorMittal Лакшми Миттал в интервью Bloomberg дал прогноз об увеличении цены на сталь на 21%.

Первым о повышении цен на железную руду объявил бразильский горнодобывающий гигант Vale. С июля компания повысит цены на железную руду сразу на 35%, до $145 за тонну. Другие участники "большой тройки" BHP Billiton и Rio Tinto также готовятся к увеличению цен.

Российские металлурги не отстают от своих иностранных коллег. Рост цен на металлопродукцию обсуждался накануне на правительственном совещании. Российские сталевары настаивали на повышении цен на 30%. Это вызвало недовольство основных потребителей — автопроизводителей. Свое недовольство высказали «АвтоВАЗ», «Камаз», ГАЗ, УАЗ, «Уралвагонзавод». Глава Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников поясняет, что рост цен — вынужденная мера. «Сегодня цена на сырье выше, чем в докризисном 2008 году. Если в первом квартале мы отработали с рентабельностью 15–18%, то сегодня это повышение дало рост себестоимости на 40% и привело к снижению рентабельности. Мы вынуждены поднимать цены, иначе окажемся в минусе», — подчеркивает он.

В спор между металлургами и потребителями пришлось вмешаться премьер-министру Владимиру Путину. Он отметил, что цены на металлургическую продукцию на мировом рынке сейчас выше, чем полгода-год назад. «Но даже с учетом этого одномоментные повышения цен на внутреннем рынке на 25–30% выходят за рамки нормальной экономической логики. Полагаю, что за такими шагами явно стояло субъективное желание отыграть понесенные потери в условиях экономического кризиса. Я смогу понять вас как руководителей предприятий, несущих ответственность за свои коллективы, но у правительства ответственность более широкая — за всю экономику», — подчеркнул Путин. В ходе вчерашнего совещания с участием мажоритариев российских сталелитейных компаний, а также представителей крупнейших потребителей их продукции и естественных монополий премьер-министр объявил, что разногласия между сталелитейными компаниями и потребителями стали уже устранены. Цены на продукцию металлургов вырастут на 20–22%.

Сталелитейщики и представители «АвтоВАЗа» и «Соллерса» подписали соответствующие контракты. По словам президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова, из-за повышения цен на металлы расходы этого российского автопроизводителя могут увеличиться до 1,5 млрд руб. ($50 млн). «Северсталь» обеспечивает 60% потребности «АвтоВАЗа» в металле. По подсчетам аналитика БД «Открытие» Гельды Союнова, цены на продукцию «АвтоВАЗа» в среднем вырастут на 1%.

Владимир Путин рекомендовал металлургам подписывать долгосрочные контракты с четко обозначенной и понятной формулой ценообразования. Однако это вряд ли сможет защитить потребителей от роста цен на металлопродукцию. «Долгосрочные контракты оказались неэффективными еще в 2008 году, когда цены на коксующийся уголь по новым долгосрочным контрактам со сталелитейными компаниями оказались выше спот-цен, опустившихся в связи с мировым финансовым кризисом, в результате чего закупки сырья по данным контрактам были приостановлены», — напоминает аналитик UniCredit Securities Марат Габитов. Добавим, что «большая тройка» поставщиков железной руды Vale, BHP Billiton и Rio Tinto с апреля текущего года, напротив, перешла на ежеквартальное ценообразование, а до этого в течение нескольких десятилетий компании работали по системе годовых контрактов.

Сегодня также стало известно, что второй по величине японский сталевар JFE Holdings и еще две компании отрасли согласились на повышение цен на коксующийся уголь на 12,5% в рамках контракта с BHP Billiton. Стоимость угля вырастет с 1 июля до $225 за тонну против $200 за тонну во втором квартале.

«На наш взгляд, виток роста контрактных цен в целом стоит рассматривать как позитивный фактор, подтверждающий постепенное восстановление производственной активности и готовности потребителей коксующегося угля воспринимать рост на спотовом рынке не как локальные всплески или спекулятивные колебания, а как сигнал к заблаговременному контрактованию необходимых товарных объемов», — отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа ИГ "Универ" Дмитрий Александров.

Увеличение стоимости коксующегося угля может оказать давление на рентабельность сталелитейных компаний, не обеспеченных сырьем. Впрочем, на российских компаниях данная новость вряд ли скажется негативно — все крупнейшие отечественные холдинги обеспечены сырьем.

«Тем не менее косвенное влияние может заключаться в том, что наши производители руды и угля могут также поднять цены вслед за мировыми лидерами, в частности, для сторонних потребителей угля и руды, не аффилированных с их материнскими меткомпаниями», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Рост цен на уголь и сталь обусловлен восстановлением мировой экономики, а также увеличением спроса на них со стороны металлургии.

Вместе с тем российский металлургический рынок интегрирован в мировой. По этой причине процессы, характерные для рынка в целом, будут оказывать влияние внутреннее ценообразование.