Скоростная интеграция

Вадим Пономарев
10 июня 2010, 18:15

Уникальное производственное объединение, на котором собирают скоростные суда, – Зеленодольский завод им. Горького (Республика Татарстан) – до конца 2010 года будет интегрировано в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Об этом заявил сегодня президент Татарстана Рустам Минниханов в Зеленодольске после осмотра цехов завода и совещания, в котором также приняли участие замминистра промышленности и торговли Денис Мантуров и глава ОСК Роман Троценко.

По словам Минниханова, в судостроительную госкорпорацию будет передан блокирующий пакет акций Зеленодольского судостроительного завода, принадлежащий правительству республики. «Сегодня Россия должна иметь сильный флот и судостроение, и дальнейшая стратегия развития Зеленодольского судостроительного завода связана с его интеграцией в ОСК», – заявил президент Татарстана. Глава ОСК Роман Троценко, в свою очередь, подчеркнул, что у корпорации имеется комплексная программа модернизации входящих в нее предприятий и Зеленодольский завод тоже будет модернизирован под новые перспективы его развития, связанные прежде всего с развитием гражданского судостроения. «Во-первых, это переход на гражданское судостроение. Сейчас 71% продукции завода – это военное судостроение. Оно не будет сильно увеличиваться, но его доля должна в продукции завода сокращаться. Мы видим специализацию завода на производстве танкеров для обслуживания внутренних водных потоков, судов класса „река-море”», – заявил глава ОСК.

Зеленодольский судостроительный завод был основан в 1895 году. В военной сфере он известен прежде всего как производитель бронекатеров, малых противолодочных кораблей, малых десантных кораблей на воздушной подушке и сторожевых кораблей. В начале 80-х годов Зеленодольский завод, например, сдал флоту первый в мире опытный противолодочный корабль проекта 1141 на подводных крыльях «Сокол», а в 90-х построил два ракетных корабля проекта 1239 на воздушной подушке «Бора» и «Самум», не имевших на тот период аналогов в мире. За последние десятилетия им было построено более 600 кораблей для военно-морских сил СССР, Германии, Кубы, Алжира, Ливии и других стран. Последний корабль – сторожевик проекта «Гепард 3.9» – был спущен на воду в марте этого года. Заказчик – ВМФ Вьетнама, заказавший в мае 2005 года два таких фрегата. Директор департамента ВМФ ФГУП «Рособоронэкспорт» Олег Азизов называл «Гепарды» одними из наиболее популярных кораблей, выпускающихся на отечественных верфях, среди зарубежных заказчиков (другие модели – это корвет «Стерегущий», катера «Мустанг», «Соболь», а особенно – патрульный катер проекта 14310 «Мираж» на воздушной каверне, способный развивать скорость до 50 узлов).

Выжить в эпоху падения госзаказа на корабли со стороны российского военно-морского ведомства и разгрома российской школы скоростного судостроения Зеленодольскому заводу, по сути, помогли четыре обстоятельства. Во-первых, нахождение на территории Татарстана, власти которого сохранили целостность завода и не дали его распродать (правительству РТ в настоящее время принадлежит 25% плюс 1 акция завода им. Горького, холдинговая компания «Ак Барс» контролирует 75% минус 1 акция ), а также способствовали поиску заказов на судостроение. Во-вторых, еще в 1992 году завод получил право самостоятельно выходить со своей продукцией на внешние рынки. В-третьих, еще в советские времена в Зеленодольске выпускали гражданские суда, в том числе широко известные скоростные пассажирские теплоходы на подводных крыльях «Метеор». За 40 лет здесь было построено более 300 «Метеоров», которые и сейчас бегают по постсоветским рекам. Последний крупный заказ, правда, был из Китая – на 16 «Метеоров» в экспортном исполнении. Салон судов был сделан более комфортабельным, в нем установили кондиционеры, а отечественные главные двигатели заменили на германские.

С начала нового века зеленодольские судостроители пошли в грузовое судостроение. С 2005 по 2008 год заводом были поставлены на экспорт: морские несамоходные баржи (Республика Казахстан), универсальное сухогрузное судно смешанного, «река-море», плавания около 5000 DWT (Республика Кипр), нефтеналивной танкер 12000 DWT (Азербайджанская Республика) – и начали строиться корпуса танкеров-химовозов речного исполнения для нидерландской компании Rensen Shipbuilding BV, которую в Татарстане даже начали рассматривать как стратегического партнера Зеленодольского завода.

В Зеленодольске не забыли, что там в 80-е годы прошлого века был построен один из крупнейших в мире цех титанового литья, который может производить фасонные титановые отливки для важнейших отраслей промышленности: судостроительной, авиационной, аэрокосмической, нефтегазодобывающей (в том числе для разработки месторождений на морских шельфах). Что Зеленодольский завод и делает, с 1995 года поставляя на экспорт титановые отливки и готовые титановые изделия для химической, нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности. Для того чтобы получить эти экспортные заказы, предприятие получило множество сертификатов. Ежегодно завод поставляет только на экспорт десятки тонн титановых изделий, и его топ-менеджмент утверждает, что производственные возможности завода позволяют ему в несколько раз увеличить объемы экспортных поставок. В итоге в 2009 году, например, татарстанская верфь получила 1,8 млрд рублей выручки и 1,3 млн рублей чистой прибыли, что очень даже неплохо для российского военного судостроительного предприятия по сравнению с его профильными отечественными собратьями. По итогам 2009 года объем производства Зеленодольского судостроительного завода составил 4 млрд рублей, из них на военное  производство пришлось 2,9 млрд рублей.

Судя по сегодняшнему заявлению Рустама Минниханова и Романа Троценко, период «татарстанской самостийности» в жизни Зеленодольского судостроительного завода в этом году закончится – он интегрируется в ОСК. Хотелось бы надеяться, что это пойдет зеленодольским корабелам на пользу.