«Классика» для разгона

Галина Щербо
21 июня 2010, 13:19

Находящийся в процедуре банкротства Ижевский автозавод может возобновить производство в июле с вазовской «классики». До остановки в апреле 2009 года «Иж-Авто» входил в пятерку крупнейших российских производителей легковых автомобилей. Предприятие выпускало автомобили Иж-27175, ВАЗ-2104, собирало машины Kia Spectra и Kia Sorento. Мощность завода составляет 220 тыс. автомобилей в год. В конце прошлого года акционером предприятия стала госкорпорация «Ростехнологии», которая контролирует около 25% акций «Иж-Авто» через Ижевский машиностроительный завод, находящийся под управлением «Ростехнологий».

Согласно плану внешнего управления, который одобрили кредиторы предприятия, «Иж-Авто» должен привлечь кредит в 500 млн рублей и запустить сборку ВАЗ-2104. Такой объем оборотных средств был необходим предприятию еще в середине прошлого лета для возобновления контрактной сборки автомобилей Kia. Этой суммы «Иж-Авто» тогда не нашел и в августе объявил себя банкротом. Сейчас переговоры о выдаче кредита ведутся со Сбербанком, которому принадлежит 8,25 млрд рублей, или 61% общего долга автозавода.

АвтоВАЗ планировал перенести в Ижевск сборку своей «классики» еще два года назад, когда вместе с концерном Renault-Nissan строил планы по покупке «Иж-Авто». Мощности ижевского завода были нужны ВАЗу, чтобы освободить свои линии для совместных проектов с Renault. Из-за экономического кризиса сделка сорвалась. Сейчас у ВАЗа есть второй шанс перебраться на «Иж-Авто». Автозаводы подписали протокол о техническом аудите для оценки возможностей сборки «классики» на «Иж-Авто». Речь идет не только о возобновлении производства ВАЗ-2104, но и полном переносе на ижевскую площадку сборки Lada 2105/2107. АвтоВАЗ пока не сообщает о сроках начала производства и планируемых объемах. Но, очевидно, затягивать не собирается: ижевский завод начал отзывать работников из вынужденных отпусков для подготовки производства и обучения.

АвтоВАЗу освободившиеся мощности могут понадобиться для переноса с московского «Автофрамоса» сборки Renault Logan и Sandero. Кроме того, автозавод намерен начать сборку новых моделей Nissan. О такой возможности заявил в минувшую пятницу глава АвтоВАЗа Игорь Комаров. По его словам, вопрос о переносе может быть решен в ближайшие три-четыре месяца.

Вазовская «классика» сейчас входит в тройку самых продаваемых моделей. По итогам января–мая 2010 года продано 34,5 тыс. Lada 2105/2107, что на 11% больше, чем годом ранее. «Классика» остается среди наиболее востребованных моделей в силу своей относительно невысокой цены, комментирует аналитик компании «Финам» Константин Романов. Это главная причина, почему АвтоВАЗ не снимает ее с производства, хотя и много говорит об этом. Сейчас выпуск устаревших моделей ВАЗа стимулирует государственная программа утилизационных премий, добавляет аналитик ФК «Открытие» Гельды Союнов. Спрос на сертификаты превзошел ожидания Минпромторга. Из общего объема выданных сертификатов около 80% приходится на вазовскую «классику».

Тем не менее, эксперты рынка убеждены, что, несмотря на нынешний ажиотаж, у старых вазовских моделей нет будущего. «Классика» – низкомаржинальные модели, которые самому АвтоВАЗу серьезных прибылей не приносят, обращает внимание Романов. С этими моделями «Иж-Авто» выйдет в лучшем случае на уровень операционной безубыточности.

Программа обмена автохлама закончится, и следом можно ожидать резкого спада спроса на «классику», продолжает Гельды Союнов. У «Иж-Авто» есть два-три месяца, чтобы успеть вскочить на подножку этого уходящего поезда. Через год ВАЗ может свернуть их производство, а «Иж-Авто» придется выпускать устаревшую «классику» по остаточному принципу.

Кроме выпуска «классики» бизнес-план по восстановлению производства на «Иж-Авто» предусматривает возобновление сборки по контрактной схеме автомобилей Kia Spectra и Kia Sorento, которые завод выпускал до остановки. Концерн Hyundai-Kia намерен существенно расширить продуктовую линейку «Иж-Авто» за счет выпуска марок Hyundai – Getz, Tucson, Elantra, Porter, а также Kia Picanto и Kia Bongo. На восстановление производства «Иж-Авто» отведено 18 месяцев. За это время он рассчитывает выпустить 90 тыс. автомобилей.