Концессионер для тоннеля

21 июня 2010, 16:16

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и генеральный директор ООО «Невская концессионная компания» (НКК) Валерий Фотченков подписали концессионное соглашение о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля – платной автодороги под Невой. НКК – это компания, созданная на паритетных началах французской Vinci и российской группой компаний First Quantum Partners, которая уже реализует в Петербурге крупный проект «Морской фасад» (в его рамках проводится намыв территорий Финского залива для строительства коммерческой и жилой недвижимости, а также морского пассажирского порта).

«Орловский тоннель жизненно необходим Санкт-Петербургу, – сказала на церемонии подписания документа Матвиенко. – Он во многом определит развитие всего транспортного комплекса нашего города. Этот проект жители нашего города ждут уже не одно десятилетие». По словам губернатора, тоннель не только обеспечит бесперебойную транспортную связь левого и правого берегов Невы, но и снизит нагрузку на исторический центр города, улучшит экологическую обстановку. Кроме того, тоннель повысит возможности пропускной способности Волго-Балтийского водного пути за счет увеличения времени разводки невских мостов (в среднем на час в сутки). Председатель совета директоров НКК Шавкат Кары-Ниязов заявил, что строительство тоннеля начнется в конце 2011 года, а завершится к концу 2015 года. Матвиенко назвала эти планы пессимистичными и пообещала, что стороны найдут резервы, чтобы ввести проект раньше.

Орловский тоннель (его длина – около 1 км) должен соединить створ Пискаревского проспекта и Смольную набережную в центре города. Глубина залегания конструкции, по предложению НКК, невелика – всего 13 метров под дном Невы. Тоннель должен быть шестиполосным и иметь пропускную способность около 60 тыс. автомобилей в сутки. Его предполагается строить на условиях концессии: средства в реализацию проекта должны внести в равных долях Инвестиционный фонд РФ, городской бюджет и концессионер. Предполагаемая стоимость проекта еще в начале года составляла 47,7 млрд рублей, однако при подписании соглашения уже называлась сумма на 3 млрд меньше. Окончательная стоимость будет содержаться в заключении Главгосэкспертизы, которое город рассчитывает получить в мае 2011 года. Срок концессии – 30 лет. Примерный тариф за поездку автомобиля по тоннелю – 50 рублей. Готовность финансировать проект уже подтвердили Сбербанк, ВЭБ и ЕБРР. Глава Сбербанка Герман Греф в ходе только что завершившегося Петербургского международного экономического форума заявил, что банк готов вложить в проект до 25 млрд рублей.

Впервые о концессионном конкурсе по Орловскому тоннелю заявлялось еще в 2006 году. Если бы первоначальные сроки были выдержаны, тоннель был бы построен к концу нынешнего года. Но лишь в декабре 2007 года была проведена предварительная квалификация участников тендера. По ее итогам добро на участие в основном конкурсе получили четыре компании. Помимо НКК это ООО «Невский тоннель», ЗАО «Буигпрожект оперейтинг» и Neva Traverse GmbH. За каждым из этих участников стояли крупные европейские строительные холдинги, такие как Strabag AG, Bouygues и Hochtief соответственно. Однако тендер переносился не раз – сначала из-за бюрократических неувязок, а потом из-за мирового кризиса. Последний перенос произошел в феврале прошлого года. Тогда комиссия правительства РФ приняла решение о переносе начала финансирования проекта из средств Инвестфонда с 2009 года на 2011-й. Как следствие, желающих строить тоннель практически не осталось. Когда в феврале нынешнего года конкурсная комиссия вскрыла конверты от участников тендера, оказалось, что подана всего одна заявка – от НКК.