Ставка на дебютантов

Тамара Дондурей
3 июня 2010, 10:32

В выходные в Сочи открывается «Кинотавр» — единственный, в сущности, кинофестиваль, который формирует историю актуального российского кино. В течение последних лет, и особенно в прошлом — юбилейном — году, устроителям удалось собрать работы молодых режиссеров, справедливо названных внеочередной «Новой волной».

Г

лавных призов в Сочи удостаивались К. Серебренников, А. Попогребский, Б. Хлебников, Б. Бакурадзе, И. Вырыпаев, В. Сигарев и другие таланты, обновляющие здешнюю «культурную территорию». Именно с ними международные фестивали сегодня отождествляют будущее нашего все еще экзотического, но уже вполне конкурентоспособного авторского кино. И в этом году программа «Кинотавра» выглядит бескомпромиссной. Восемь из четырнадцати лент основного конкурса сняты режиссерами-дебютантами. Притом что на рассмотрение отборщикам было представлено семьдесят четыре картины. Но впервые  фестиваль сделал главную ставку на новые имена. В таком решении заключается вызов злободневному системному кризису, который обрушился на отечественное кинопроизводство.

Ожесточенные бои и закулисные интриги наверняка в ближайшие дни развернутся вокруг повисшего в воздухе вопроса: есть ли преемники у  режиссеров «новой волны», хлынувшей в Сочи в прошлом году? Консервативным или все-таки смелым окажется выбор жюри во главе с Кареном Шахназаровым? Конкурс короткого метра предстоит оценить жюри во главе с Алексеем Попогребским (лауреатом «Кинотавра-07» за «Простые вещи»).

Уже сегодня можно сказать, что страсти «Кинотавра» будут кипеть по поводу несомненного хита — игрового дебюта «Счастье мое» известного режиссера-документалиста Сергея Лозницы, показанного в конкурсе Каннского фестиваля. Даст ему Шахназаров главный приз или предпочтет совсем не засвеченные картины? — такой рефрен наверняка будет раздаваться в любой час суток на пляже. Документальная камера  румынского оператора Олега Муту («4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу), участие не менее именитого румынского актера Влада Иванова, жесткий сценарий и режиссерская воля сработали на воссоздание притчи о России как гиблого места. Эта лента уже расколола мнения критиков в Канне. Теперь животрепещущая дискуссия продолжиться в Сочи.  

В качестве претендента на победу совершенно очевидно будет рассматриваться и фильм Алексея Федорченко «Овсянки». Или, в крайнем случае, «только» оператор Михаил Кричман, снимавший  знаменитые «Возвращение» и «Изгнание» Андрея Звягинцева. Хотя и Федорченко успел прославиться изобретательным мокьюментари «Первые на Луне» (приз «Кинотавра» и Венецианского фестиваля).

Насколько можно судить «понаслышке», сквозной мотив большинства конкурсных лент — поиск места (и способов выживания) «гастарбайтеров» в современном постсоветском пространстве. Модная на международных фестивалях тема миграции как этнокультурной приметы времени наконец добралась и до Сочи (дебюты Андрея Стемпковского «Обратное движение», Дмитрия Мамулия «Другое небо», герой которого вместе с сыном разыскивает жену, уехавшую много лет назад в мегаполис на заработки.) В 2006 году Мамулия с Бакуром Бакурадзе сняли короткометражку «Москва», в которой мучились в надежде на лучшую долю рабочие-таджики. Затем пути режиссеров разошлись. «Шультес» — дебют Бакурадзе — стал главным призером «Кинотавра-08» и был показан на Каннском фестивале (программа «Двухнедельник режиссеров»). Теперь ход за его бывшим соавтором.

Поклонники Юрия Быкова, победителя прошлогоднего конкурса короткого метра, смогут удостовериться, насколько «подрос» режиссер, снявший полный метр — фильм «Жить». Поклонники Евгения Гришковца — насколько знаменитый писатель и артист дозрел до совмещения кинематографических профессий и амбиций. Он выступил продюсером, а также соавтором сценария дебютантки Анны Матисон, сыграв главную роль в «Сатисфакции», она же «дуэль» из-за женщины, которая так и не появится в кадре. Старинные поклонники Сергея Дебежева, автора культовой картины «Два капитана-2», проверят свои чувства во время просмотра его нового опуса «Золотое сечение» с огромным количеством звезд: Алексеем Серебряковым, Ксенией Раппопорт, Ренатой Литвиновой.

«Кинотавр» откроется альманахом «Москва, я люблю тебя!», а закроется «Багровым цветом снегопада» Владимира Мотыля, которому посмертно будет вручен приз «В память о бесценном вкладе в отечественную культуру». Впервые на отечественном фестивале можно будет увидеть избранную коллекцию французского короткометражного кино, а в жюри — Жоэля Шапрона, отборщика Каннского фестиваля по Восточной Европе. Таков оммаж «Кинотавра» — году Франции в России. А кто из наших дебютантов, кроме Лозницы, потенциально способен соревноваться в Каннском конкурсе, мы узнаем совсем скоро.