«Диод» предложит инвесторам 25% акций

7 июня 2010, 18:48

«Диод», который уже в июне текущего года намерен провести первичное размещение своих акций, готовится к road show, которое стартует 9 июня. Об этом сообщает сегодня сайт Fincake.ru. Частным инвесторам будет предложено до 25% акций (без учета новой эмиссии). Сегодня региональное отделение ФСФР утвердило решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг «Диода». Государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг: №1-03-06923-A-001D от 24 мая 2010 года. Дополнительная эмиссия акций компании составила 27 450 тыс. штук, что составляет 23% от увеличенного уставного капитала. Предполагается, что данные ценные бумаги будут размещены по открытой подписке уже в текущем году. «На первом этапе будут продаваться ценные бумаги, принадлежащие существующим акционерам. Мы ориентируем предложение этих акций на максимально широкий круг российских инвесторов. Существенное увеличение количества акционеров создает предпосылки для формирования ликвидного рынка акций ОАО “Диод”, а также позволит компании получить рыночную оценку. На следующем этапе мы планируем разместить бумаги дополнительной эмиссии, направив полученные средства в развитие бизнеса, в частности, на увеличение производства фармацевтических препаратов. В течение года существующие акционеры компании примут участие в покупке акций новой эмиссии по цене не ниже цены размещения минус издержки, если от сторонних инвесторов не поступит более привлекательного ценового предложения», — рассказывает генеральный директор ОАО «Диод» Владимир Тихонов.

«Диод» начал свою деятельность еще в 1931 году. Во время Великой Отечественной войны предприятие выпускало снаряды для «Катюш», в послевоенные годы специализировалось на оптикоэлектронике. С 1992 года компания полностью переориентировала свой бизнес и сконцентрировалась на производстве товаров для сохранения здоровья: лекарственных средств, биологически активных добавок, лечебной косметики, медицинской техники. В портфель брендов «Диода» входят «Капилар», «Блокатор калорий фаза 2», «Йод-актив», «Виардо». По итогам 2009 года аудированная выручка «Диода» составила 1,559 млрд рублей, EBITDA — 332 млн рублей. Чистая прибыль компании за 2009 год по МСФО увеличилась на 20%, составив 364 млн рублей.

Эксперты сходятся во мнении, что нынешняя ситуация не самая лучшая для проведения IPO компании. «В конце прошлого года размещавшийся ИСКЧ оказался в более благоприятных условиях, определенность и уверенность инвестсообщества была выше. Сейчас, конечно, также можно ожидать, что котировки компании после размещения будут подняты в первые сессии — объемы-то размещения невелики, но в целом компания выходит на рынок в трудный момент», — констатирует начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ» Дмитрий Александров. Бумаги «Диода» будут размещены в секторе «Рынок инноваций и инвестиций». Дебютантом в этой секции стал Институт стволовых клеток: он разместил свои бумаги в декабре прошлого года. В ходе IPO ИСКЧ разместил 20% увеличенного уставного капитала (15 млн акций) по цене 9,5 рубля (0,31 доллара) за бумагу и привлек таким образом 145,5 млн рублей. Своей максимальной стоимости акции ИСКЧ достигли 21 декабря: на ММВБ стоимость акций поднялась на 136% от цены размещения, до 22,42 рубля за штуку. После фееричного взлета акции начали корректироваться: сегодня бумаги ИСКЧ торгуются всего на 13,36% выше уровня размещения (10,77 рубля за бумагу).

Неблагоприятная рыночная конъюнктура вынуждает компании, проводящие IPO, снижать ценовой диапазон. Так, размещение «Русского моря» прошло по нижней границе ценового диапазона — 6 долларов за акцию. Компания предложила инвесторам 15 млн обыкновенных акций, а объем привлеченных в результате IPO средств составил 90 млн долларов вместо изначально запланированных 200 млн. Петербургский девелопер группа ЛСР объявил о понижении ценового диапазона предложения акций с 50–55 до 42,5–47,5 доллара за одну обыкновенную акцию, а «Уралхим» и «Русагро» приняли решение отложить размещение акций из-за неблагоприятных рыночных условий.

«Объем размещения “Диода” предполагается небольшим, так что вполне вероятно, что компания найдет своих инвесторов, однако многое, безусловно, будет зависеть от цены», — отмечает аналитик по потребительскому сектору БГ «ITinvest-Проспект» Ольга Самарец. В качестве преимущества компания может использовать тот факт, что производители БАДов еще не предлагали своих акций инвесторам. «Диод» в данном случае будет пионером, на российских торговых площадках аналогов у него нет.

«Уникальность сегмента российского фармацевтического рынка, на котором работает “Диод”, создает также и ряд фундаментальных предпосылок роста бумаг компании, а возможность выхода на такие развитые фармацевтические рынки, как рынок США, лишь усиливают эти сильные стороны», — рассуждает аналитик ИК «Энергокапитал» Александр Игнатюк.

Отсутствие сравнимых аналогов делает затруднительным оценку компании. Если рассматривать акции наиболее ликвидных компаний, «Фармстандарта» и «Верофарма», то они торгуются по средним мультипликаторам P/S и EV/EBITDA на уровне 2,9х и 8,3х соответственно, на основе финансовых показателей 2009 года. «Инвесторы вряд ли захотят покупать акции “Диода” на этих уровнях. Меньший размер компании, более низкая, как можно ожидать, ликвидность бумаг и т. п. — все это потребует существенного дисконта. Кроме того, рентабельность “Диода” ниже, чем у фармкомпаний», — отмечает Ольга Самарец. «Мы считаем, что цена размещения будет находиться в диапазоне 1,0–1,1 доллара за акцию. Что же касается справедливой оценки, то, учитывая существующие темпы роста финансовых показателей компании, с нашей точки зрения, она близка к 1,4–1,5 доллара за акцию», — дает свой прогноз Александр Игнатюк.

Как и в случае с ИСКЧ, «Диод» рассчитывает на спрос со стороны частных инвесторов. «Частному инвестору, рассматривающему возможность инвестиций в акции “Диода”, следует прежде всего понимать все риски вложений. Среди основных можно выделить такие, как небольшой размер компании и ограниченный объем доступной информации, в том числе финансовой», — говорит Самарец.

Ранее управляющий директор госкорпорации «Роснано» Дионис Гордин заявлял, что, по его оценке, всего в течение 2010 года провести IPO на ММВБ могут пять-десять инновационных компаний.