Amtel будет жить

Вадим Пономарев
9 июня 2010, 18:50

СИБУР и группа кредиторов шинного холдинга Amtel, интересы которых представляет инвестиционное подразделение «Альфа-групп» – компания А1, сообщили, что достигли договоренностей о дальнейшем развитии самого проблемного отечественного шинного холдинга. «Группа кредиторов, интересы которых представляет А1, переуступает СИБУРу свои права требования по отношению к предприятиям группы Amtel. СИБУР становится основным кредитором группы Amtel и в этом качестве начинает принимать более активное участие в процессе оптимизации финансового и экономического состояния предприятий Amtel», – говорится в совместном заявлении сторон.

Заявители также считают, что эти совместные договоренности полностью отражают цели кредиторов Amtel: не допустить раздела имущественного комплекса предприятий, полностью восстановить производство и активизировать развитие группы. Сделку планируется закрыть до конца июня этого года. Сумму ее стороны не раскрывают, но заместитель генерального директора по стратегии шинной дочки СИБУРа – компании «СИБУР – Русские шины» (СРШ) Игорь Караваев заявил сегодня, что после ее окончания нефтехимический холдинг будет контролировать 17 млрд из 19 млрд рублей общей задолженности Amtel перед кредиторами. «Таким образом, в результате сделки группа СИБУР будет контролировать почти 90% совокупной задолженности группы Amtel, а также получит контроль в каждом из юридических лиц, входящих в группу Amtel», – сказал он.

«Надо особо отметить, что речь не идет о приобретении Amtel компанией СИБУР. СИБУР лишь приобретает права требования по отношению к предприятиям Amtel и становится основным кредитором группы. Конечно же, СИБУР как кредитор Amtel будет принимать активное участие в исправлении ситуации и налаживании нормальной работы всей группы компаний», – оценивает последствия этой сделки для шинных заводов Amtel Дмитрий Баранов. «Умрет только юрлицо. Производство, люди, бренды – все будет жить. Это реинкарнация, переход в другую форму», – считает бывший гендиректор AV Петр Золотарев. «После завершения процедуры банкротства мы, безусловно, заинтересованы в интеграции этих активов в периметр шинного бизнеса СИБУРа, что позволит нам получить необходимые и недостающие мощности по производству легковых и грузовых шин», – заявил Игорь Караваев.

Нынешняя сделка заканчивает этап мучений российско-голландского (в прошлом) шинного холдинга Amtel-Vredestein (AV), который индийский предприниматель Судхир Гупта создал на рубеже веков из Кировского («Амтел-Поволжье») и Воронежского («Амтел-Черноземье») шинных заводов и голландского Vredestein Banden. Покупки и модернизации этих заводов велись в основном на заемные деньги, в том числе российских банков. Реалии шинного рынка не выдержали размаха индийского предпринимателя: к 2006 году долг группы AV превысил годовую выручку и достиг 700 млн долларов. Продажа Vredestein Banden проблему не решила. И дальнейшее развитие шинного холдинга в России оказалось в руках кредиторов и СИБУРа, который изначально проявлял интерес к присоединению российских активов Amtel к своей шинной «дочке».

Еще в 2008 году он предложил акционерам AV сделку по слиянию с СРШ – но при условии, что Amtel привлечет 150 млн долларов. Она не состоялась. Тем не менее последние два года СИБУР проявлял различные попытки установить контроль над впавшим в анабиоз шинным холдингом. Еще прошлым летом заводы Amtel официально объявили себя банкротами, а управление компанией перешло к консультативному комитету, возглавляемому Игорем Литваком и Алексеем Шавровым – управляющими директорами А1 (Amtel изначально был должен «Альфе» около 100 млн долларов). После этого в адрес «Альфы» от других кредиторов холдинга посыпались обвинения в том, что А1 разными методами пытается контролировать процесс «санации» AV «исключительно в собственных интересах». Впрочем, СИБУР не сидел сложа руки, а продолжал активную работу по переуступке требований кредиторов Amtel в свою пользу.

В итоге к нынешней весне СИБУР и А1 поделили примерно поровну права кредиторов на шинные заводы Amtel. «При такой патовой ситуации А1 не могла получить свои средства назад. Шинный бизнес для нее не является профильным, и компания не могла полноценно управлять активами Amtel, не имея для этого достаточного опыта. Банкротство всей компании затянулось бы на несколько лет и вряд ли бы позволило вернуть А1 все свои деньги назад. Поэтому переуступка прав требования долга – это как раз и есть тот самый единственный выход из сложившейся ситуации», – заявил «Эксперту Оnline» ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

О том, как вся эта ситуация повлияла на работу российских шинных заводов Amtel, свидетельствуют такие цифры. Доля продукции Amtel на российском шинном рынке в 2009 году (по сравнению с 2008 годом) сократилась с 13% до 6%, в том числе по легковым шинам – с 17% до 6%, по грузовым – с 7% до 3%, а по легкогрузовым – с 34% до 23% (данные отраслевых источников).

Контроль СИБУРа над долгами Amtel хорош уже тем, что позволяет наладить процесс снабжения кировского и воронежского шинных заводов сырьем – синтетическим каучуком, производителем которого выступает СИБУР. Пока нефтехимический холдинг пытался договориться с акционерами AV об объединении, он нередко отпускал им синтетический каучук в кредит. Очевидно, сейчас такая практика будет возобновлена. Но самое главное – с помощью контроля и, видимо, последующего поглощения российских активов Amtel у СИБУРа появляется реальный шанс перебраться с конца мировой «двадцатки» крупнейших производителей шин в «десятку», причем не только по объему выручки, но и по разнообразному ассортиментному ряду современной шинной продукции.

У СИБУРа уже есть успешный российский бренд, близкий к классу премиум, – шины Cordiant. За счет предприятий Amtel, уже оснащенных для этого оборудованием необходимого класса, СРШ сможет выпускать больше этих шин, догоняя тем самым ведущих иностранных производителей за счет объема продукции, близкой к премиальному классу. Тем более что, по признанию топ-менеджеров СРШ, этот процесс не очень затратный. Более всего – около 50 млн долларов – необходимо для достройки новой, наиболее современной очереди Воронежского шинного завода. В остальных случаях, как подчеркивал «Эксперту Оnline» Игорь Караваев, речь идет о пополнении оборотного капитала и комплексе организационных мероприятий, которые позволят этим предприятиям через два-три месяца выйти на операционную прибыль.

Таким образом, если судить по результатам работы отечественных шинников в 2009 году, по окончании сделки СИБУР займет 40% рынка производства шин в России. На самом деле эта доля будет выше, поскольку прошлый год заводы Amtel работали на половину, а то и на четверть своей мощности. Если, конечно, сделка в последний момент не сорвется, как не раз уже было за последние три года.