Русификация Volkswagen

Вадим Пономарев
14 июля 2010, 16:25

«Северсталь» вместе с испанской компанией Gestamp ввела в строй два завода в Калужской области общей стоимостью130 млн евро. В региональном индустриальном парке Грабсево запущено в эксплуатацию штамповочное производство «Гестамп-Северсталь-Калуга» и металлоцентр «Северсталь-Гонварри-Калуга».

П

ервое производство стоимостью 89 млн евро будет выпускать в год примерно 13 млн штампованных деталей для автопрома, в первую очередь для расположенного в этой же промышленной зоне предприятия концерна Volkswagen. Оно обеспечит полную цепочку переработки металлопроката — от рулона до детали автомобиля. «Северсталь» уже начала пробные поставки металла, произведенного на своем меткомбинате в Череповце, на это производство по спецификациям германского концерна, но окончательное решение о том, чей металл будет использоваться для изготовления кузовных деталей VW в Калуге, будет принято после прохождения ею процедуры сертификации Volkswagen. Пока калужский завод получает штамповку из проката люксембургско-индийской компании ArcelorMittal. Впрочем, по мнению отраслевых аналитиков, «Северсталь» не стала бы вкладывать деньги в совместное предприятие с Gestamp (оно было учреждено в октябре 2008 года), если бы не была уверена в сбыте его продукции. Кроме того, компания Алексея Мордашова уже поставляет металл для штамповки, использующейся на принадлежащем Renault московском «Автофрамосе», и рассчитывает помимо Volkswagen на сотрудничество с Peugeot и Citroen.

Также в Калуге состоялось открытие совместного предприятия «Северстали» с «дочкой» Gestamp компанией Gonvarri по обеспечению потребностей в металле автопрома, электротехнической промышленности, производителей электроники и строительной индустрии. Мощность нового предприятия составит 170 тыс. тонн металлопроката в год. Инвестиции в него достигли 40 млн евро. «Открытие штамповочного производства и металлоцентра — это логическое продолжение программы по удовлетворению спроса наших клиентов в различных отраслях. Стоит заметить, что при строительстве штамповочного производства мы заложили дополнительные возможности для расширения производства, которые позволят нам при необходимости оперативно увеличить мощности», — отметил глава дивизиона «Северсталь Российская сталь» Анатолий Кручинин.

Отраслевые аналитики отмечают, что эти два проекта не принесут «Северстали» значительного дохода в краткосрочной перспективе. «После прохождения сертификации VW «Северсталь» сможет увеличить свою долю на российском рынке металлопроката, однако сейчас эти проекты не приносят пользу компании», — считает, например, аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский. Однако Алексей Мордашов все же надеется на рост автомобильного рынка в России. «В этом году мы не надеемся получить какой-либо доход на новых предприятиях, однако рассчитываем на короткий срок окупаемости этих проектов, так как мы видим растущие потребности в автомашинах в России», — сообщил он журналистам на церемонии открытия новых заводов. Он также заявил, что «Северсталь» не намерена пока увеличивать свою долю в совместных предприятиях с испанцами (компании сейчас принадлежит 50% в СП «Северсталь-Гонварри-Калуга» и блокирующий пакет в «Гестамп-Северсталь-Калуга»). «Мы довольны нашим сотрудничеством и никаких переговоров об увеличении доли в данных СП не ведем», — сказал он.

Остается добавить, что автозавод Volkswagen в Калуге в последнее время становится драйвером роста не только для российских металлургических компаний. Одна из крупнейших отечественных шинных компаний «Нижнекамскшина» (НКШ, контролируется «Татнефтью») недавно объявила о том, что начинает поставки в Калугу шин модели КАМА EURO 129. «Шины будут устанавливаться на одну из новинок концерна Volkswagen», — таинственно заявили на нижнекамском предприятии. На самом деле секрета здесь нет — в 2010 году «Нижнекамскшина» отгрузит заводу Volkswagen в Калуге 50 тыс. шин для комплектации автомобилей Volkswagen Polo Sedan, который немцы недавно торжественно презентовали как «специальный русский автомобиль», то есть сделанный в России и для России. В 2011 же году НКШ рассчитывает на шестикратное увеличение поставок, намереваясь обеспечивать шинами КАМА EURO также Volkswagen Tiguan, Skoda Fabia и Skoda Octavia.