Под давлением VIP

Евгения Новикова
15 июля 2010, 15:31

В Польше опубликованы ранее неизвестные фрагменты переговоров пилотов президентского самолета, разбившегося над Смоленском. Они доказывают, что на экипаж оказывал давление как минимум один из VIP-пассажиров, находившихся в кабине в нарушение техники безопасности.

Польским экспертам удалось расшифровать часть записи переговоров в кабине пилотов разбившегося под Смоленском президентского самолета ТУ-154. Ранее этот фрагмент разобрать не удавалось. «Если мы (я) не приземлимся, они (он) убьют меня» — таковы были слова пилота Аркадиуша Протасюка, сообщил польский телеканал TVN24. Об этом командир экипажа сказал за несколько десятков секунд до катастрофы. Расхождения в звучании личных местоимений объясняется плохим качеством записи, поясняет Warsaw Business Journal. Эксперты говорят, что если удастся разобрать остаток диалога, данная фраза может стать ключевой в расследовании.

По данным газеты Wyborcza, еще за 25 минут до крушения командир экипажа сказал: «Плохо, появился туман, неизвестно, сядем ли мы». После этого в кабине раздается вопрос неопознанного человека: «А если мы не сядем, тогда что?» На это Аркадиуш Протасюк отвечает: «Упадем».

В стенограмме разговоров пилотов в кабине президентского самолета, пришедшей ранее из Москвы, этот фрагмент значился как непонятный. До сих пор нерасшифрованными оставались примерно 30% записей «черных ящиков», но польские эксперты надеются, что еще 15–20% все же разобрать смогут.

Напомним, самолет польского президента разбился под Смоленском 10 апреля нынешнего года. Погибли все 96 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа: президент Польши Лех Качиньский, его супруга, почти вся военная верхушка страны и представители духовенства. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях. Самолет садился в условиях сильного тумана и зацепился за деревья.

Согласно данным следствия, в кабине пилота находились несколько посторонних, тогда как по требованиям техники безопасности там не должно быть ни одного лишнего человека. Польские эксперты установили, что на протяжении последних 30 минут полета, которые регистрировали самописцы, дверь в кабину пилотов была открыта. К ним заходило гораздо больше людей, чем выяснили эксперты МАК. Это были не только глава ВВС и сотрудник МИДа, но и другие высокопоставленные пассажиры. Их фамилии пока не установлены.

Эксперт польского сейма по авиации капитан Роберт Завада заявил, что давление на пилотов перед катастрофой под Смоленском могли оказать Лех Качиньский или командующий ВВС Польши Анджей Бласик, который оказался одним из двух посторонних в кабине пилотов. «Если подлинность и содержание фрагмента подтвердятся, мы можем понять, насколько тверд был в своем решении пилот. То, что он не пошел на еще один круг перед посадкой, свидетельствует о том, что он боялся последствий», — цитирует Заваду мировая пресса. Михаль Физер, военный эксперт и пилот польских ВВС, уверен, что «важные персоны, которые всегда хотят, чтобы все делалось так, как хотят они, часто оказывают давление на пилотов, но если пилот уже принял решение о посадке, что бы ни случилось, ничего не могло оказать на него влияние». Эдмунд Клих, руководитель государственной комиссии Польши по расследованию авиационных происшествий, уверен, что «пилоты проигнорировали все предупреждения об опасности, о которой сообщала автоматическая система безопасности самолета».

Министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский, однако, не стал подтверждать истинность этих сообщений телеканала, сославшись на то, что он «официально не знаком с их содержанием». Власти и военное руководство Польши пока не прокомментировали обнародованный телеканалом TVN24 фрагмент переговоров. Ежи Миллер, глава МВД Польши и руководитель правительственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы под Смоленском, сообщил, что работа будет завершена к концу текущего года.

Отметим, подозрения в том, что на экипаж оказывали давление, появились стразу же после катастрофы. Всем известна история полета Леха Качиньского в Грузию. Пилот отказался приземляться в аэропорту Тбилиси из-за плохих метеоусловий, развернул лайнер в Баку, а Качиньский был взбешен и уволил командира экипажа, проигнорировавшего требования президента. Тогда Аркадиуш Протасюк был вторым пилотом.

После досрочных президентских выборов, завершившихся в Польше 4 июля, проигравший кандидат Ярослав Качиньский выступил со своей версией причин аварии. Он обвинил в катастрофе правительство Дональда Туска. В интервью изданию Gazeta Polska Качиньский заявил, что как организатор поездки в Катынь правящая партия «Гражданская платформа» была «политически ответственна за трагедию». Известно, что, когда глава МИД Радослав Сикорский сообщил Качиньскому о катастрофе, тот ответил: «Это был результат преступной политики, потому что вы не купили новые самолеты».

Два года назад глава польского правительства Туск говорил, что президентский Ту-154 не отвечает нормам безопасности: лайнер сломался в ноябре 2008 года, когда Лех Качиньский летал в Азию. Туск подчеркивал необходимость покупки нового самолета, но этого так и не произошло. Перед полетом самолет прошел ремонт и был исправен, как установила комиссия, работавшая в Москве.

Ярослав Качиньский недоволен еще и тем, что его везли к месту катастрофы дольше, чем Туска. А главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский, прибывший на место первым, «не играл активной роли» и не воспринимался всерьез российскими коллегами, отмечает Качиньский.

На днях стало известно, что брат-близнец погибшего президента Польши будет допрошен следователями польской военной прокуратуры. Допрос состоится 27 июля. Об этом прессе рассказал адвокат Рафал Рогальский, представляющий интересы членов семей жертв смоленской авиакатастрофы. «Ярослав Качиньский интересует следователей, потому что был братом президента Польши. Следователей интересуют все обстоятельства, которые могут иметь отношение к катастрофе президентского самолета», — пояснил он.