Цены растут на жаре

Ольга Горелик
19 июля 2010, 19:50

Засуха корректирует прогнозы не только объема урожая, но и уровня инфляции. Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский заявил, что она добавит к ожидаемому годовому росту цен еще 1,5–2%. Эксперты также не исключают, что России придется прибегнуть к импорту некоторых видов зерна, в частности пивоваренного ячменя.

О том, что небывалая жара, которая уже месяц держится в центральных регионах России, может подстегнуть инфляцию в стране в этом году, заявил в понедельник замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. При этом ее влияние скажется на темпах роста потребительских цен не раньше сентября—ноября. По мнению Клепача, если урожай будет 80–85 млн тонн, что представляется достаточно оптимистичной оценкой, то это не должно существенно сказаться на темпах инфляции. «Если урожай будет хуже, то это скажется, но не в августе, а начиная с сентября и дальше, в сентябре—ноябре», — отметил замминистра.

Аналитики зернового рынка подтверждают опасения Минэкономразвития. Аркадий Злочевский из Зернового союза заявил, что засуха может добавить 1,5–2% к уровню инфляции, который ожидается на уровне 6–7%. На сегодняшний день РЗС прогнозирует, что объем урожая зерновых в текущем году составит от 81,5 млн до 85 млн тонн. Еще две недели назад союз оценивал нынешний урожай в 85 млн тонн.

Еще более печальный прогноз дает аналитический центр «Совэкон». По его подсчетам, урожай зерна составит до 75 млн тонн и ниже. «В ближайшие семь-десять дней, когда к уборке приступят большинство российских регионов, за исключением Урала и Сибири, масштабы потерь станут более очевидными. Однако в первой половине июля виды на урожай в целом ухудшились», — сообщил «Совэкон» в своем обзоре.

«Рост цен на зерно уже начался, — описывает последствия засухи исполнительный директор “Совэкона” Андрей Сизов. — За прошлую неделю удорожание составило от 200 до 400 рублей за тонну, или 7–10%, хотя середина лета всегда была временем традиционного снижения цен». Тенденцию роста стоимости зерна подтвердил генеральный директор российского офиса одного из ведущих мировых трейдеров Nidera Дмитрий Калянин. По его словам, на международном рынке тонна пшеницы за полтора месяца подорожала со 160 до 195 долларов за тонну. «Для трейдеров ситуация не очень хорошая, так как товара в целом становится меньше», — говорит Калянин.

По данным аналитиков, повышение стоимости на зерно с некоторым лагом отразится на потребительских ценах. Сначала подорожают хлеб и хлебопродукты, за ними последуют мясо и молочные продукты, так как вырастет стоимость корма для сельскохозяйственных животных. «Во многих регионах погорели травы, которыми питается крупный рогатый скот, — объясняет Сизов. — Кроме того, ожидается значительное сокращение урожая ячменя — основной фуражной позиции для корма свиней».

Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин согласен, что себестоимость мяса в случае удорожания кормового зерна также вырастет, но считает, что на мясном рынке может быть несколько вариантов развития событий. К примеру, если корма будет не хватать, то скот начнут массово забивать, из-за чего мясо на время подешевеет, но потом станет дорожать из-за дефицита. Однако, по словам Юшина, на сегодняшний день российские животноводы имеют множество возможностей для того, чтобы снизить себестоимость производства мяса даже в условиях роста цен на зерно, к примеру, путем снижения конверсии корма.

Так или иначе, удорожание продуктов произойдет не сразу, не одновременно и не на 8% за неделю, как происходит с зерном, утверждает Андрей Сизов. Тем не менее к концу года темпы продовольственной инфляции могут удвоиться по сравнению с текущими 4% годовых. «Кроме того, она может ускорить общую инфляцию на несколько процентных пунктов», — говорит эксперт.

Ростом цен на продовольствие проблемы, вызванные аномальной жарой, не исчерпываются. «Сейчас мало кто задумывается о том, что будет со следующим урожаем, — рассуждает Андрей Сизов. — Уже подходит время сеять озимые на будущий год, и если погода не изменится, то засеивать придется в сухую землю». Как пояснил эксперт, именно сухая почва, в которую сажали озимые в прошлом году, стала одной из причин их потери в этом году, и ситуация может повториться. Между тем, по данным «Совэкона», на озимые приходится 45% урожая, и в случае гибели их не удастся компенсировать сбором яровых. «Финансовое состояние сельхозпроизводителей ухудшается, уровень агротехнологий снижается, — продолжает Сизов. — Поэтому нельзя исключить сложностей уже с урожаем 2011 года». В свете подобной перспективы аналитики «Совэкона» полагают, что государство желательно сохранить какую-то часть запасов интервенционного фонда, где сейчас хранится 9,5 млн тонн зерна, до нового сезона. Хотя дефицита не предвидится, но, возможно, придется закупать некоторые виды зерновых — это в первую очередь касается пивоваренного ячменя, обращает внимание Андрей Сизов.

Если же летняя жара и засуха станут нормальным явлением российской погоды, то не исключено, что через пару лет мы будем импортировать и другие культуры, полагает Дмитрий Калянин.

По данным аналитического центра «Совэкон», уборочная площадь зерновых в этом году в России составила всего 43,6 млн гектар, что почти на 4 млн гектар меньше, чем в прошлом 2009 году. Эксперты прогнозируют, что в этом году будет собрано пшеницы 49–51 млн тонн, ржи — 2,8 млн тонн (4,3 млн в 2009 году) и ячменя — 11–13 млн тонн (17 млн в 2009 году).

По последним данным Минсельхоза, режим чрезвычайной ситуации из-за засухи объявлен уже в 17 регионах России: Оренбургской, Саратовской, Самарской, Воронежской, Челябинской, Волгоградской, Пензенской, Ульяновской, Тамбовской, Курганской, Кировской, Нижегородской областях, Башкирии, Татарстане, Мордовии, Удмуртии и Чувашии. Готовятся к введению режима ЧС Республика Марий Эл, Рязанская область.