Фондом по бездорожью

Али Алиев
27 июля 2010, 19:07

Президент Дмитрий Медведев дал добро на воссоздание Федерального дорожного фонда. «Мы вместе с главой Минтранса доложили наши предложения президенту, они были одобрены. Принято решение о создании Федерального дорожного фонда, который будет аккумулировать средства на создание и строительство дорог», — заявил во вторник министр финансов Алексей Кудрин.

П

о словам главы Минфина, еще до кризиса была запланирована «серьезная амбициозная программа строительства дорожного хозяйства». Однако данная программа формировалась, когда рост ВВП прогнозировался на уровне 5–7% в год, при этом сейчас восстановление ВВП после кризиса планируется только к концу 2012 года. «Задача строительства дорог стала острой, потому что прежних прогнозов экономики и доходов нет, а дороги строить надо», — сказал Алексей Кудрин.

Согласно одобренным президентом предложениям Минфина и Минтранса, транспортный налог в базовой части с 2011 года будет снижен в два раза. И уже от этого показателя субъекты РФ смогут определять свою ставку исходя из категории автомобиля, его мощности, учитывая интересы льготников. Параллельно будет расти акциз на ГСМ на 1 рубль на 1 литр ГСМ в год в течение трех лет, начиная с 2011 года. «Потенциала транспортного налога недостаточно», — отметил Кудрин, поясняя систему изменений в налогообложении. «Мы принимаем такие меры, чтобы позволить нормализировать состояние дорог и его качество, повысить их уровень», — пояснил глава Минфина, добавив, что оценивает потенциал акциза примерно в три раза больше, чем потенциал транспортного налога. «Адекватно ли это? Я думаю, да. Кто больше ездит, тот больше платит. Иначе мы утратим ключевые транспортные артерии страны для нового этапа экономического роста», — считает он.

Объем Федерального дорожного фонда в 2011 году составит 377 млрд рублей, в 2012 году его объем будет уже 348 млрд рублей, а в 2013-м он увеличится до 408 млрд рублей. Алексей Кудрин добавил, что при создании фонда «зафиксирован уровень расходов в 2009 году», который будет увеличен на сумму увеличения акцизов на ГСМ. В ближайшие два месяца данные предложения будут утверждены на заседании правительства, после чего подготовленный законопроект будет внесен в Госдуму. Глава Минфина считает, что российский бюджет получит доходы от повышения акцизов на горюче-смазочные материалы в размере 82,9 млрд рублей в 2011 году и 174 млрд рублей — в 2012-м.

Напомним, что решение о постепенном увеличении акцизов на горючее (по 1 рублю в год) было принято в июле на совещании правительства. Из полученных за счет дополнительных акцизов средств в 2011 году в регионы на ремонт дорог планируется направить 34 млрд рублей, в 2012-м — 84 млрд рублей, а в 2013-м — 139,7 млрд рублей. При этом, по словам главы Минтранса Игоря Левитина, автомобильные дороги с твердым покрытием планируется подвести ко всем поселкам с численностью населения более 125 жителей. По его словам, на эти цели планируется направить 44,5 млрд рублей. Эти деньги пойдут из Федерального дорожного фонда.

По мнению представителей профильных министерств, суть новаций в том, чтобы снять налоговую нагрузку на тех, кто мало пользуется автомобилем, и обеспечить целевой сбор средств на ремонт, содержание, реконструкцию и строительство автомобильных дорог федерального значения. По подсчетам Андрея Полищука, аналитика ФГ БКС, рост акцизов в 2011 году на 1 рубль соответствует увеличению их на 30% по сравнению с текущими акцизами. В результате, уверяет аналитик, цены на 95-й бензин вырастут примерно на 4%, на 92-й — на 4,4%, на дизельное топливо — на 5,2%.

Как отмечает эксперт департамента оценки «2К Аудит — деловые консультации» Петр Клюев, ситуация с транспортным налогом пока не ясна. «Судя по программе увеличения акцизов, итоговое повышение к 2013 году составит 3 рубля. Ранее такая сумма увеличения акцизов предлагалась Минфином в том случае, если транспортный налог будет полностью переведен в стоимость бензина, то есть в акцизы, — напоминает аналитик. — Сейчас правительство фактически увеличивает налоговую нагрузку на автовладельцев — увеличивает и акцизы до 3 рублей, и оставляет транспортный налог, пусть и в урезанном варианте. При этом, учитывая возможности регионов корректировать базовую ставку транспортного налога в десять раз, сохраняется вероятность, что ставка транспортного налога в регионах в 2011 году, может, и не изменится, несмотря на увеличение акцизов».

Тем не менее Клюев считает вполне возможным, что в 2013 году транспортный налог все-таки отменят в пользу акцизов, однако ясности в этом вопросе нет. «Пока все указывает лишь на повышение налоговой нагрузки для активных автовладельцев», — говорит он.

Что касается дорожного фонда, то его создание, по мнению эксперта, имеет смысл. «Будет хотя бы понятно, куда уходит часть автомобильных налогов, — считает он. — При этом ранее подобная организация уже существовала. Однако в 2001 году Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен, и проблема строительства дорог легла на региональные власти. Однако такая рокировка ситуацию с дорогами заметно не улучшила. Возможно, новая версия дорожного фонда будет более эффективной».

Впрочем, как отмечает главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин, по ряду оценок указанной членами правительства суммы хватит только на ремонт федеральных трасс, а от строительства новых придется отказаться из-за нехватки финансирования. «Дороги просто будут лучше ремонтироваться, хотя, конечно, в данном случае надо учитывать негативное влияние коррупционной составляющей российского инфраструктурного бизнеса, — говорит Осин. — Это комплексная проблема, связанная с недостатком у государства средств для создания экономической базы, необходимой для перемещения финансовых потоков из спекулятивных отраслей экономики в сферу долгосрочных инвестиций».

Гораздо более пессимистично настроен генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. По его словам, воссоздание Федерального дорожного фонда никак не решит проблему качества наших дорог. «Пока не будет четких нормативов, пока стоимость строительства дорог в нашей стране превышает 15 млн долларов за километр — хороших дорог у нас не будет никогда, — говорит аналитик. — К слову, согласно расчетам специалистов “Финэкспертизы”, средняя стоимость километра асфальтированной дороги в четыре полосы движения в нашей стране должна составлять чуть более 2 млн долларов». Впрочем, отмечает Микаелян, для Минфина проблема качества дорог вторична — главное любыми средствами пополнить прохудившийся российский бюджет.

Как напоминает Александр Осин, налоги повышаются не только для рядовых налогоплательщиков. Параллельно с планируемым снижением ставки транспортного налога Минфин объявил о возможном в ближайшие три года повышении налоговой нагрузки, прежде всего на сырьевые отрасли. НДПИ на газ может вырасти на 61% с 2011 года, а в 2012 и 2013 годах этот налог и для газа, и для нефти будет индексироваться в соответствии с прогнозируемой инфляцией — на 6 и 5,4% соответственно. Кроме того, Министерство финансов планирует постепенно повышать ставку экспортной пошлины на темные нефтепродукты, приведя ее с 2013 году к единому уровню со светлыми нефтепродуктами — 60% от экспортной пошлины на нефть. Экспортная пошлина на медь в России с 2011 года может составить 10%, также может быть введена новая шкала экспортных пошлин на никель.