Обещать не значит заплатить

Екатерина Шохина
27 июля 2010, 17:35

Автодилеры бьют тревогу. Правительство объявило второй этап программы утилизации, но постановление о нем пока так и не подписано. Оплата же ранее выданных сертификатов задерживается. Сейчас продавцы автомобилей выдают утилизационные сертификаты себе в убыток.

Н

апомним, что первый этап программы утилизации автохлама завершился досрочно — вместо конца ноября в конце июня. 200 тыс. утилизационных сертификатов, рассчитанных на год, менее чем за четыре месяца расхватали покупатели продукции АвтоВАЗа, Renaut и Ford. При этом дилеры АвтоВАЗа в зачет автохлама продали рекордные 161,354 тыс. автомобилей. Второе место по продажам занял Renaut, третье — Ford. Всего в программе участвовали 1200 дилеров и 80 утилизаторов. Директор департамента автомобильной промышленности и сельского хозяйства Минпромторга Алексей Рахманов отмечает, что благодаря первому этапу утилизационной программы рынок вырос на 10%.

Практически сразу после окончания первого этапа утилизации Минпромторг объявил второй — дополнительный. «Если второй этап программы сыграет так же, как и первый, то рынок может вырасти на 5%», — объяснил это решение Рахманов. Очевидно, что под рынком он подразумевал прежде всего АвтоВАЗ, который «ожил» исключительно благодаря продаже дешевых «пятерок» и «семерок» рекордными темпами. Тогда же Рахманов объявил, что условия программы не меняются (в рамках второго этапа будет выдано 200 тыс. сертификатов на 50 тыс. рублей, а всего финансирование составит 10 млрд рублей) и дилеры могут приступать к выдаче новых утилизационных сертификатов.

«Мы тотчас же приступили к выдаче сертификатов, поскольку приостановка на три дня утилизационной программы показала, что спрос на автомобили без скидки резко падает», — рассказал «Эксперту Online» гендиректор ОАО «Арманд» Аркадий Бирюков, который присоединился к программе в июне, когда начались продажи Peugeot 308 калужской сборки. То же самое «Эксперту Online» рассказали и в «Рольфе». «С начала действия программы дилерские центры “Рольф” выдали уже порядка 2 тыс. сертификатов. Программа, безусловно, позволяет нам привлекать клиентов и поддерживать продажи, поэтому мы смотрим на нее позитивно», — сообщила менеджер по коммуникациям дилерской сети «Рольф» Мария Заикина.

Однако прошел месяц, а решение о продлении программы пока существует только на словах. «Мы обращались в Минпромторг и ничего определенного не услышали: нам даже сообщили, что, возможно, компенсируют лишь часть утилизационных скидок», — говорит Бирюков. При этом, отмечает он, скидка по программе утилизации составляет практически всю маржу автодилера от продажи автомобиля, которая не превышает 8%. По скидочным программам в «Арманде» продается порядка 44% автомобилей.

«Вряд ли решение о продлении программы утилизации отменят, но чувствуем мы себя некомфортно, — говорит один из автодилеров, пожелавший остаться неизвестным. — 50 тыс. — это немалые деньги для нас». Приостановить выдачу сертификатов они не могут также из-за страха стать аутсайдерами на рынке — ведь все выдают.

В Минпромторге «Эксперту Online» сообщили, что паникуют дилеры только для того, чтобы привлечь к себе внимание. «Постановление правительства, скорее всего, будет подписано в ближайшие две недели. Но это дело решенное, со всеми уже согласовано, — рассказал “Эксперту Online” представитель министерства. Дело все в том, что надо соблюдать очередность. Постановление о программе утилизации будет подписано после принятия поправок в бюджет».

Однако так называемая паника вызвана еще и тем, что государство пока даже на четверть не расплатилось по выданным ранее, утвержденным первым этапом программы утилизации сертификатам. «В Краснодарском крае из 5 тыс. выданных сертификатов оплачены только четыре штуки», — знает один из автодилеров. Бирюков добавляет, что сам не получил ничего. В «Рольфе» отмечают, что на сегодняшний день получили компенсацию за март и апрель, за май — только по отдельным дилерским центрам.

И даже в АвтоВАЗе, которому правительство оказывает постоянную матпомощь, «Эксперту Online» сообщили, что на сегодняшний день оплачено только 18% выданных его дилерами свидетельств об утилизации. «По состоянию на 27 июля включительно Минпромторгом подписаны приказы и переданы в Федеральное казначейство для выплаты дилерам АвтоВАЗа субсидий по 34,1 тыс. свидетельств об утилизации», — сообщил Александр Шмыгов, начальник пресс-центра АвтоВАЗа. Он объясняет это тем, что «значительное количество свидетельств обеспечено лишь предварительными договорами купли-продажи автомобилей (то есть без передачи новых машин покупателям)». А деньги возвращают только после предоставления акта о сдаче-приемке нового автомобиля.

«Процесс постепенно идет, никаких сроков мы пока не нарушаем. Дилеры АвтоВАЗа получили пока оплату больше других только потому, что продали больше машин и отнеслись максимально внимательно к оформлению всех необходимых документов», — прокомментировали ситуацию в Минпромторге России.

Остальным остается только ждать.