За прошедшее полугодие индекс потребительских цен составил 104,4%, что ниже, чем в посткризисном 2009 году, на 3 процентных пункта. В предкризисном 2008 году накопленный индекс за январь–июнь был в два раза выше, чем результат текущего полугодия, и составлял тогда 108,8%.
Лидирующее положение в июне традиционно демонстрирует динамика цен на продовольствие. Основа этого роста – цены на плодоовощную продукцию растут даже быстрее, чем в прошлом году (104,6% против 103,9%).
Динамика цен на непродовольственную продукцию ожидаемо низкая – 100,2%. Это подтверждает гипотезу о том, что продавцы этой продукции не хотят «спугнуть» только-только появившийся спрос.
Имеет смысл сопоставить сегодняшнюю ситуацию с рекордно низким прошлым годом. Начиная с июля 2009 года в динамике индекса потребительских цен установилась четырехмесячная стагнация (на уровне 108,2%). Тогда бизнес впервые столкнулся с эффектом низкого спроса.
В текущем же году ситуация повторяется с точностью до наоборот. Спрос сейчас, напротив, только увеличивается, о чем свидетельствует динамика оборота розничной торговли, доходов населения, а также производства. И вроде бы цены в такой ситуации должны увеличиваться. Однако в данный момент инфляцию сдерживают неуверенность производителей в устойчивости этого спроса, а также сформировавшиеся низкие инфляционные ожидания.
Таким образом, можно предположить, что стагнация цен в текущем году маловероятна, однако высокой динамики также ждать не стоит.