Кубанский экспресс Олега Дерипаски

Москва, 12.08.2010
Грядущая сделка по приобретению группой «Базовый элемент» авиакомпании Sky Express позволит значительно увеличить транзитный пассажиропоток через аэропорт Внуково и сделать крупный региональный хаб на базе аэропорта Краснодара.

Группа «Базовый элемент», владеющая «Авиалиниями Кубани», и авиакомпания Sky Express подписали меморандум о взаимопонимании по стратегическому партнерству, в результате которого должен быть создан единый авиаперевозчик. Если сделка состоится, то на российском рынке появится крупный региональный игрок с долей рынка 7%, парком воздушных судов, состоящим из почти двух десятков авиалайнеров, и объемом перевозок более 1,5 млн пассажиров в год. Новая авиакомпания сразу же займет лидирующие позиции на юге России, где «Базовый элемент» владеет пятью аэропортами — Сочи, Краснодара, Геленджика, Анапы и Ейска.

Ни сумму сделки, ни сроки создания укрупненной авиакомпании стороны пока не раскрывают. Известно лишь, что «Базовый элемент» намерен оплатить покупку Sky Express не денежными средствами, а акциями «Авиалиний Кубани». Группа Олега Дерипаски уже назначила на 30 августа собрание акционеров кубанской авиакомпании, на котором будет рассматриваться вопрос о дополнительной эмиссии. Ее параметры также неизвестны. Впрочем, как сообщил «Эксперту Online» источник, близкий к переговорному процессу, «допэмиссия может использоваться лишь как один из вариантов юридического оформления сделки». Это означает, что при определенных обстоятельствах «Базовый элемент» может получить авиакомпанию Sky Express фактически бесплатно, в обмен на финансовые гарантии, в частности по оплате долгов авиакомпании, которые, по оценкам экспертов, сейчас превышают 1 млрд рублей. Но главная интрига этой сделки не в том, сколько стоит Sky Express, а кто его, собственно, продает.

Напомним, что изначально главным акционером этой авиакомпании был руководитель печально известного альянса AiRUnion Борис Абрамович. Ему и его родственникам принадлежало в общей сложности более 51% акций Sky Express. А оставшимся пакетом владел ЕБРР и три инвестиционных фонда — Altima Partners, MG Capital, Sloane & Robinson. Но вскоре после создания авиакомпании ЕБРР из проекта вышел. А после скандального банкротства AiRUnion со своими активами вынуждена была расстаться и семья Абрамовича. При этом сам Борис Абрамович не только продал свои акции, но и уехал из России. А фактическим владельцем 75% акций Sky Express объявил себя совладелец и один из руководителей аэропорта Внуково Виталий Ванцев. Более того, он публично предложил правительству Москвы выкупить у него контрольный пакет акций авиакомпании всего за 1 рубль. Однако московские чиновники не поверили в серьезность намерений Ванцева, и сделка не состоялась.

В начале прошлого года Виталий Ванцев признался, что лично у него акций Sky Express нет, они принадлежат торговому дому АНК, который является дружественной ему структурой. Правда, каким образом контрольный пакет акций Sky Express оказался у торгового дома АНК, Ванцев внятно объяснить не смог. Эксперты полагают, что это произошло в результате пакетной сделки по погашению долгов самой Sky Express и ее бывшего владельца Бориса Абрамовича перед аэропортом Внуково за топливо и аэропортовые услуги. Размер долга оценивался в 2,5 млрд рублей. Это подтвердила и гендиректор Sky Express Марина Букалова, сообщив, что 75% минус одна акция авиакомпании принадлежит структурам группы компаний аэропорта Внуково.

Но уже в начале нынешнего года Ванцев от своих предыдущих заявлений открестился. По его словам, к авиакомпании Sky Express он никакого отношения не имеет. Таким образом, можно предположить, что фактическим владельцем авиакомпании сейчас является правительство Москвы, которому, в свою очередь, принадлежит аэропорт Внуково и почти все ключевые сервисные компании, в нем работающие. Если это соответствует действительности, то сделка с «Базовым элементом» выглядит вполне логично.

Главная проблема Внуково в том, что в этом аэропорту нет ни одной более или менее крупной сетевой авиакомпании. Sky Express в своем нынешнем виде эту роль играть просто не в состоянии. Эта авиакомпания сделала ставку на низкотарифную модель развития бизнеса. Но авиаперевозки по модели low-cost не предполагают обслуживание транзитных пассажиров. А именно в них больше всего заинтересован аэропорт. В случае объединения с «Авиалиниями Кубани» формат деятельности Sky Express обязательно изменится. Маршрутная сеть укрупненной авиакомпании значительно расширится за счет рейсов в южные регионы России (куда сейчас летают «Авиалинии Кубани»), что в немалой степени будет способствовать и увеличению транзитного пассажиропотока через Внуково. Очевиден и выигрыш «Базового элемента». Как заявил «Эксперту Online» высокопоставленный чиновник администрации Краснодарского края, «создание нового авиаперевозчика позитивно скажется на развитии туризма в крае и позволит сделать на базе аэропорта Краснодара полноценный региональный хаб».

Новости партнеров







Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив.

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
    Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году
  2. «Они не помнят нас хороших, пусть не забудут нас плохих»
    Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику
  3. Турция на всех парах мчится к финансовой катастрофе
    Экономика Турции приближается к краху. Курс национальной валюты - лиры - обновляет исторические минимумы день за днем буквально без остановки, и это не атака спекулянтов, а отражение реального положения дел
Реклама