Батареи из парка «Толмачево»

Александр Попов
30 августа 2010, 16:37

Российско-китайское предприятие по производству литиево-ионных батарей стоимостью 13,8 млрд рублей разместится на площадке промышленно-логистического парка «Толмачево», который строится под Новосибирском. По прогнозам специалистов, первую продукцию завод даст уже в третьем квартале 2011 года, причем батареи сразу же будут протестированы на новосибирских автобусах. Но первые четыре года продукция нового СП почти полностью будет уходить в Китай.

О перспективах проекта, который реализуется при участии госкорпорации «Роснано» и корпорации ТВЭЛ (входит в структуру «Росатома»), сегодня шла речь на встрече мэра Новосибирска Владимира Городецкого с представителями компании «Лиотех» (компаньон китайской Thunder Sky в реализации проекта). Как рассказал гендиректор компании Александр Ерохин, на площадке в ПЛП «Толмачево» уже идет строительство завода. К июню следующего года планируется построить главный корпус предприятия, после чего «Лиотех» приступит к монтажу оборудования. «Планируем, что запуск производства будет у нас в третьем квартале следующего года», — сказал Ерохин.

Отметим, что первоначально проект планировалось реализовывать на площадке входящего в структуру ТВЭЛа Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК). Отмечалось, что НЗХК в перспективе станет поставщиком катодного материала и ключевых компонентов лития для батарей (правда, на начальном этапе исходные компоненты будут поставляться из Китая). Однако, как заявил сегодня на встрече вице-президент корпорации ТВЭЛ Андрей Рождественин, место расположения производства пришлось изменить: площадка на НЗХК не совсем соответствовала тем требованиям, которые предъявила Thunder Sky. К тому же оказалось, что на территории парка «Толмачево» завод можно построить быстрее.

Как уже сообщал «Эксперт Online», совместное российско-китайское предприятие будет производить батареи, предназначенные прежде всего для установки на автобусы и микроавтобусы с электродвигателями. Впрочем, батареи можно будет использовать и как накопители энергии в других отраслях промышленности (к примеру, в сфере телекоммуникаций, источников бесперебойного питания и электроэнергетике). Установленная мощность производства к 2012 году позволит выпускать батареи суммарной емкостью 400 млн ампер-часов в год, что обеспечит возможность оснащения более чем 12 тыс. единиц электротранспорта. «Роснано» и Thunder Sky подписали пакет документов, регламентирующих создание СП, 20 апреля нынешнего года в Пекине. Прямой вклад госкорпорации в уставный капитал создаваемой компании составит 2,09 млрд рублей, плюс к этому «Роснано» предоставит заем на 5,5 млрд рублей. Thunder Sky инвестирует 2,09 млрд рублей в виде денежных средств, технологий и интеллектуальной собственности, а также предоставит новой компании кредит на сумму 3,9 млрд рублей. Кредитную поддержку проекту оказывает Сбербанк России.

Продукция новосибирского завода в ближайшие четыре года будет выкупаться самой Thunder Sky — для обеспечения исполнения контрактов с китайскими производителями электротранспорта. Таким образом, отмечал журнал «Эксперт», «Роснано» способствует импорту в Россию из Китая весьма неэкологичных, довольно капиталоемких и ненаукоемких проектов. С общеэкономической точки зрения для страны такие проекты представляют интерес разве что в качестве катализаторов производственных бизнес-процессов в отдаленных от столицы регионах.

Это, конечно же, понимают и в ТВЭЛе. Но пока в стране не создано рынка электромобилей, производство батарей для электродвигателей будет красивым, но бесполезным начинанием. Как заявил сегодня Андрей Рождественин, совместно с «Лиотехом» на базе НЗХК и при участии СО РАН планируется создать центр разработки и тестирования новых аккумуляторов. «Для того чтобы мы создали полноценную российскую батарейку, материалы должны производиться на территории РФ», — отметил Рождественин. Кроме НЗХК производство в перспективе планируется разместить на ряде других предприятий «Росатома»: например, на Сибирском химическом комбинате (ЗАТО «Северск» Томской области), Ангарском электролизно-химическом комбинате (Иркутская область) и т. д. Корпорация считает это направление стратегическим и связывает с ним свои долгосрочные планы по увеличению к 2020 году своей доли в мировом производстве энергии с 17 до 25%. «При формировании рынка электромобилей количество потребляемой электроэнергии будет возрастать. Чем больше мы будем потреблять энергии, тем больше будет потребность в атомных станциях. Чем больше будет строиться атомных станций, тем больше топлива мы будем им поставлять. Этот проект для нас имеет стратегическое значение, и это связано с тем, что имеет непосредственное влияние на наше основное производство — производство топлива для АЭС», — сказал сегодня Рождественин.

К тому же на базе НЗХК до 2020 года планируется организовать крупное предприятие по утилизации литиево-ионных батарей. «Представьте, какое количество литиевых батарей будет появляться в мире при переходе транспорта с традиционных видов топлива на электрическое. Эта проблема будет острой. Мы предлагаем решать эту проблему с использованием мощностей НЗХК», — отметил также Рождественин.

Новосибирские власти тоже довольны. Новый завод обеспечит работой более 500 человек и будет зарегистрирован в Новосибирске, благодаря чему до 2015 года налоговые отчисления в муниципальную казну превысят 5 млрд рублей. «Мы готовы оказать поддержку новому проекту, который будет благоприятствовать экономическому росту города и станет дополнительным стимулом для развития научно-промышленной базы сибирской столицы», — заявил сегодня Владимир Городецкий. Кроме того, город рассчитывает стать экспериментальной площадкой для нового завода: как сообщили в мэрии Новосибирска, «Лиотех» уже работает над программой по переводу существующего автобусного парка на электродвигатели. В рамках проекта уже в третьем квартале 2011 года на улицах города появятся первые автобусы на литиевых аккумуляторах.