«Булава» идет ко дну

Москва, 23.09.2010
Попытка Роскосмоса спасти программу создания новой стратегической морской ракеты, заменив руководителя этого направления, судя по всему, обречена на провал, так как новый генеральный конструктор не намерен вносить изменения в технологию ее разработки

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов произвел масштабные структурные преобразования в Московском институте теплотехники (МИТ) — головном предприятии российского ВПК, занимающемся разработкой межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М», «Ярс» и «Булава». Должность генерального конструктора МИТ, которую на протяжении последних 13 лет занимал Юрий Соломонов, решено упразднить. Вместо нее в МИТ введены сразу две должности генеральных конструкторов: по наземным ракетным комплексам и по морским. На первую из них назначен г-н Соломонов, а на вторую — его бывший заместитель Александр Сухадольский. Таким образом, разработка стратегических ракет в МИТ теперь официально разделена на два самостоятельных направления. «Это логичное и давно назревшее решение, — говорит бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. — Оно означает, что в дискуссии о создании унифицированной ракеты для флота и РВСН поставлена точка». Сейчас уже всем стало ясно, что это слишком разные ракеты и у каждой из них должен быть свой генконструктор. И то, что решение Роскосмоса было незамедлительно одобрено Военно-промышленной комиссией при правительстве России, этот факт лишний раз подтверждает.

По мнению г-н Есина, разделение ответственности призвано повысить эффективность управления проектами МИТ. Но при этом повышается и персональная ответственность руководителей направлений за конечный результат. «Теперь генконструктор будет отвечать за ракету своей головой», — подчеркнул г-н Есин. На практике это означает только одно: руководителям МИТ дан последний шанс, чтобы сделать из «Булавы» полноценную боевую систему. В противном случае программа создания этой морской ракеты будет свернута.

Роковая ошибка

Еще несколько лет назад Юрий Соломонов пользовался безграничным доверием политического руководства нашей страны. Более того, власти поддерживали бессменного руководителя МИТ во всех его начинаниях. И определенные основания для этого были. Г-н Соломонов в тяжелейшие для страны девяностые годы в условиях мизерного финансирования смог создать новую твердотопливную баллистическую ракету наземного базирования «Тополь-М». Сначала появился мобильный вариант этого комплекса, а начиная с 2000 года на вооружение РВСН стали поступать и ракеты «Тополь-М» шахтного базирования. Поэтому когда встал вопрос о создании новой межконтинентальной баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ), чиновники Минобороны и в мыслях не допускали, что МИТ может эту задачу провалить.

Первоначально планировалось, что основной ракетой для подводных лодок станет система «Барк», разработку которой вел государственный ракетный центр имени Макеева (ГРЦ), традиционно специализировавшийся на стратегических ядерных носителях для ВМФ. Но в конце 1998 года после трех неудачных пусков «Барка», который к тому моменту был готов уже на 70%, руководство Минобороны приняло решение эту программу закрыть, а заказ на разработку новой ракеты передать МИТ. Главным аргументом, склонившим чашу весов в пользу МИТ, стала беспрецедентная дешевизна проекта — всего 250 млн долларов. Таких показателей г-н Соломонов пообещал добиться за счет высокой степени унификации новой морской ракеты и сухопутного «Тополя». Но уже через несколько лет стало ясно, что наши военные допустили роковую ошибку.

Из 12 испытательных пусков «Булавы» лишь один можно признать условно успешным. Он состоялся в конце 2008 года. Стрельба проводилась с борта атомной подлодки «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря по камчатскому полигону Кура. Активный участок траектории ракета прошла без сбоев и попала в заданный район. При этом головная часть отделилась штатно. А вот ступень разведения боевых блоков не сработала. Это означает, что в условиях войны ядерного взрыва не произошло бы. Все остальные запуски «Булавы» закончились полным провалом. В большинстве случаев ракета либо самоликвидировалась через несколько секунд после старта при отклонении от заданного курса, либо взрывалась во время отделения третьей ступени. Этим неудачам есть простое объяснение.

Дело в том, что ради экономии средств Юрий Соломонов значительно изменил существовавшую в СССР трехэтапную схему конструкторских испытаний новой морской ракеты. Первый этап предполагал глубоководные стендовые испытания, второй — наземные, третий — с подводной лодки. МИТ отказался от первого этапа. Создатели ракеты реальные глубоководные стендовые испытания заменяли математическими расчетами для подтверждения соответствия программы бортового компьютера заданным техническим требованиям. В основе этих манипуляций лежит простое заблуждение, что «Булава» — это тот же «Тополь-М», только морского базирования. А значит, и летать он должен примерно по той же схеме. Но из-за отсутствия огромного массива статистических данных, которые необходимо было получить в результате глубоководных стендовых испытаний, компьютер «Булавы» в итоге оказался неспособен корректировать отклонение ракеты от курса: для этого нужна статистика реальных, а не мнимых глубоководных испытаний. На это обстоятельство руководству МИТ не раз указывал вице-премьер России Сергей Иванов. Но убедить г-на Соломонова построить глубоководный стенд и внести коррективы в программу создания «Булавы» ему не удалось.

Юрий Соломонов не только не признал своих стратегических просчетов, но и попытался свалить вину за провалы «Булавы» на смежников. По его словам, причины неудачных запусков «Булавы» не связаны с конструкторскими просчетами, а носят комплексный характер. «Могу ответственно заявить — ни одного схемно-конструкторского решения в процессе испытаний не изменено, — говорит г-н Соломонов. — Вопросы возникают на стыках в цепочке конструкция-технология-производство. В одном случае используются недоброкачественные материалы, в другом — отсутствует необходимое оборудование, позволяющее исключить человеческий фактор при изготовлении, в третьем — ненадлежащий контроль за качеством». А в своей новой книге «Ядерная вертикаль» Юрий Соломонов прямо написал, что все эти проблемы появились из-за утраты уникальных технологий, разработанных советским ВПК, а также из-за блокирования Минфином программ обновления производственного оборудования, которое физически устарело. Но вот парадокс. Несмотря на все эти трудности, никаких проблем с испытаниями ракет «Тополь-М» не возникает. Хотя их, как и «Булаву», делает один и тот же завод — Воткинский. Более того, со слов самого г-на Соломонова мы знаем, что «Тополь-М» и «Булава» в значительной степени унифицированы. Но почему-то первая ракета исправно летает, а вторая — взрывается. Первым внимание властей на это обстоятельство обратил главком ВМФ Владимир Высоцкий. «У «Булавы» разные сбои по разным причинам — именно это и настораживает. Когда найдена системная ошибка, то работать проще. В данном случае системная ошибка была найдена в отсутствии системы», — заявил главком.

По его словам, причина неудач ясна, она заключается только в одном — глубоком первоначальном нарушении технологии создания ракеты «Булава». «Когда мы изначально начинаем неправильно строить алгоритм своей работы, то получаем крупные проблемы», — отметил Высоцкий

Осенью прошлого года это наконец поняли и в Роскосмосе. Тогда же Анатолием Перминовым было принято первое кадровое решение в отношении Юрия Соломонова. Он был уволен с должности гендиректора МИТ, но все еще оставался генконструктором института. Но переломить ситуацию с «Булавой» это не помогло. И российские власти приняли решение оставить в компетенции Юрия Соломонова только разработку баллистических ракет наземного базирования. То есть «Тополь-М» и «Ярс». Больших усилий эта работа не требует, скорее она напоминает почетную ссылку для бывшего главы МИТ. «Тополь-М» уже давно принят на вооружение, а комплекс «Ярс» в прошлом году начал успешно проходить конструкторские испытания. Его доводка и принятие на вооружение РВСН — дело самого ближайшего времени. Теперь остается только вопрос — что будет с «Булавой».

Оставь надужду

Очередной, тринадцатый по счету испытательный запуск «Булавы» должен был состояться еще в августе этого года, но из-за лесных пожаров его перенесли на начало октября. Как заявил министр обороны России Анатолий Сердюков, до конца года должны состояться три пуска «Булавы». «Мы не спешим с испытаниями. Сейчас пытаемся добиться полной идентичности трех ракет, чтобы они были как близнецы-братья. Главное, чтобы на каждом цикле сборки ракет были жесткие гарантии того, что мы сделали ракеты абсолютно одинаковыми и соблюли все технологии», — заявил министр. По словам Сердюкова, если возможные сбои будут одинаковыми, то мы их будут устранять, а если разными — то всю систему придется ломать. Иными словами, чтобы убедиться в правоте главкома ВМФ необходимо пожертвовать еще тремя ракетами. Но уже сейчас ясно, что ситуацию это не изменит. Власти надеются, что проблемы «Булавы» сможет решить Александр Сухадольский. Но сам г-н Сухадольский в интервью «Известиям» заявил буквально следующее: «Если вы думаете, что я скажу что-то такое, чего не сказал Юрий Семенович (Соломонов — «Эксперт Online»), то ошибаетесь. Мое назначение — дело случая. У нас нет различных взглядов на проектирование ракеты. И я даже не представляю, какие изменения можно внести в ее конструкцию». Это означает только одно — проект БРПЛ «Булава» уже никто не в состоянии спасти от провала.

Новости партнеров







Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив.

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
    Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году
  2. «Они не помнят нас хороших, пусть не забудут нас плохих»
    Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику
  3. Загадочные маневры вокруг «Северного потока — 2»
    Почему судно снабжения «Иван Сидоренко» покинуло логистическую базу «Северного потока—2», не пробыв там и дня, и готов ли продолжить работы трубоукладчик «Академик Черский» — в завершении строительства газопровода много неопределенности. Эксперты высказали свои версии происходящего и оценили перспективы проекта
Реклама