Небесный гигантизм

Москва, 06.09.2010
Глава британской авиакомпании British Airways (ВА) Уилли Уолш заявил, что намерен выкупить 12 национальных авиаперевозчиков, чтобы сделать альянс с испанской Iberia — International Airlines Group (IAG) — самой крупной авиакомпанией в мире.

«Н

ет предела нашим амбициям», — заявил Уилли Уолш в интервью газете The Daily Mail. Правда, кризис и растущие цены на топливо, похоже, заставили руководство нового авиагиганта несколько поумерить аппетиты и сократить список потенциальных партнеров с 40 до 12. При этом, хотя руководство IAG не называет компании, которые войдут в суперальянс, среди потенциальных активов называют American Airlines, авиалинии ЮАР, чилийскую LAN и индийскую Kingfisher Airlines.

В апреле Iberia и BA объявили о подписании окончательного договора о слиянии, реализация которого, как ожидается, будет завершена к концу 2010 года. Новая компания будет носить название International Airlines Group, ее штаб-квартира расположится в Лондоне, а главной площадкой размещения акций будет Лондонская фондовая биржа. При этом BA и Iberia сохранят свои бренды для осуществления полетов. BA получит 55% в новой компании, Iberia — 45%. В общей сложности IAG будет располагать более чем 400 самолетами, а общий объем пассажирских перевозок будет составлять более 58 млн человек в год.

В июле Еврокомиссия дала добро на предстоящее слияние, поскольку, как говорилось в пресс-релизе, опубликованном на официальном сайте исполнительного органа ЕС, она не усматривает в грядущем слиянии никакой угрозы для эффективной конкуренции между действующими в европейской экономической зоне авиакомпаниями. А сегодня ходатайство IAG о приобретении 100% голосующих акций Iberia и 90,025% голосующих акций BA удовлетворила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.

По мнению эксперта департамента оценки «2К Аудит — деловые консультации» / Morison International Петра Клюева, планы British Airways по созданию крупнейшего мирового авиаперевозчика в принципе реальны. Однако, считает аналитик, IAG может столкнуться с блокирующими решениями регулирующих органов тех стран, компании которых она хочет купить, и в результате от некоторых покупок наверняка придется отказаться. «В связи с кризисом и весенним извержением вулкана в Европе все авиакомпании столкнулись с колоссальными убытками, именно за счет поглощения и создания крупных авиагигантов эти проблемы можно решить. Объединения авиаперевозчиков помогут оптимизировать бизнес и сократить расходы. Поэтому через несколько лет синергетический эффект будет», — говорит Клюев.

Препятствием для планов руководства IAG стать мировым лидером может оказаться схожее желание американских авиаперевозчиков United Airlines и Continental Airlines, которые в начале мая заявили о слиянии. В настоящее время Continental Airlines является пятой авиакомпанией мира, ежедневно выполняющей более 2,7 тыс. полетов на американском континенте, в Европе и Азии. United Airlines, в свою очередь, совершает в день около 3,4 тыс. полетов по примерно 230 маршрутам в Северной и Южной Америке, странах АТР и Европе. По оценкам аналитиков, обновленная United Airlines займет более 20% на профильном рынке Северной Америки, а ее доля от глобального объема авиаперевозок достигнет примерно 7%. Новый авиаперевозчик обойдет по доле на мировом рынке американскую Delta Airlines, занимающую сейчас около 6%.

Слияния и поглощения на мировом авиарынке превращаются в устойчивую тенденцию. По мнению Андрея Корельского, управляющего партнера адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», это связано с тем, что кризис выявил слабые места многих авиакомпаний, в том числе и таких флагманов, как ВА. Хроническая убыточность или перевозки на грани рентабельности, негативные природные явления в весенне-летний период, а также массовость забастовок персонала заставили акционеров и менеджмент авиакомпаний в условиях жесточайшей конкуренции на рынке пойти на решительные стратегические меры. «Уверен, что непринятие решительных шагов сейчас могло привести национальных авиаперевозчиков к банкротству. Достаточно вспомнить ситуацию пару лет назад с Alitalia, когда пассивность позиции и действий итальянского правительства как главного акционера по спасению авиакомпании отбросило ее развитие на несколько лет назад», — говорит аналитик.

С другой стороны, либерализация кредитных рынков, а также доверие к этим национальным перевозчикам со стороны инвесторов и банкиров позволяет привлечь для полномасштабной экспансии значительные кредитные ресурсы. К тому же, отмечает Корельский, учитывая заинтересованность правительств в работоспособности авиакомпаний и, как следствие, понижение степени социальной напряженности в отрасли, не исключено, что по ряду дальнейших сделок могут быть получены государственные гарантии.

Не слишком ли будет громоздка и сложна в управлении такая авиакомпания? По мнению аналитика, все зависит от выбранной структуры управления как на корпоративном, так и технологическом уровне. «При правильной системе “сдержек и противовесов” глобальные авиакомпании практически всегда впереди на конкурентном рынке по сравнению с небольшими и региональными игроками, — говорит Корельский. — А учитывая, что в планах IAG поглощение авиакомпаний, охватывающих практически все континенты планеты, то это позволит в будущем выстраивать мультимодальные перелеты по единым стандартам и ценовым сегментам, не обращаясь за услугами к иным авиакомпаниям, что в конечном итоге для современного потребителя с ускоряющимся ритмом жизни может быть вполне привлекательно. А борьба за лояльного пассажира на этом рынке — одна из самых ожесточенных по сравнению с другими отраслями экономики».

Ждан Шакиров, аналитик ИК «Финам», считает, что создание IAG в целом негативно скажется на деятельности российского «Аэрофлота». «“Аэрофлот” довольно активно развивает международный сегмент своего бизнеса, и появление наряду с уже существующими авиакомпаниями нового мегакрупного конкурента, имеющего широкие возможности для демпинга при сопоставимом или более высоком уровне качества услуг, способно оказать негативное влияние на бизнес российского авиаперевозчика. Впрочем, как и всех остальных», — говорит аналитик.

По мнению же Андрея Корельского, «в будущем, возможно, “Аэрофлот” и сможет, в том числе и при слиянии с другими европейскими авиакомпаниями, претендовать на одного из лидеров европейской авиации, однако в настоящее время об этом говорить рано». «С другой стороны, кто из мировых лидеров авиаперевозок сможет создать консорциум с “Аэрофлотом” с его неограниченным приоритетом для пролетов над Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, тот сможет усилить свою долю не только на европейском рынке, но и в большей степени сделать серьезный шаг к завоеванию очень перспективного азиатского», — считает Корельский. В противном случае, отмечает он, можно прогнозировать, что в ближайшее десятилетие все более усиливающая мощь китайская гражданская авиация начнет наступление на европейский рынок авиаперевозок.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. РЫНОК
    Рынки зазеленели после полива
  2. Покупай, подорожало!
    Ажиотажный спрос на бытовую технику и электронику, вызванный девальвацией рубля и распространением коронавируса, приведет к перенасыщению и стагнации рынка
  3. Когда пандемии придет конец?
    Италия прошла пик заболеваемости в эпидемии COVID-19, но другие страны Европы, в их числе и Россия, отстают на две недели. Отступать болезнь начнет не раньше конца апреля
Реклама