«Я
призываю всех представителей нашего народа, где бы они ни проживали, консолидироваться, отбросить все свои амбиции, оставить в стороне старые обиды, простить друг друга и жить на благо своей родины», — заявил в своем выступлении на конгрессе Кадыров. По его мнению, за последние годы (то есть, за годы правления самого Кадырова) чеченскому народу удалось решить три ключевые задачи: стать хозяином в своей республике, добиться мира и свободы и сохранить национальную идентичность. «Мы можем свободно кричать на весь мир, что мы мусульмане и чеченцы», — сообщил аудитории глава Чечни.
Официально тема конгресса формулировалась так: «Чеченский народ в современном мире: политические, экономические и культурные процессы». По словам главы парламента Чечни Дуквахи Абдурахманова, идея собрать в Грозном представителей чеченской диаспоры из разных стран родилась давно: «Сегодня в мире насчитывается около 3 млн чеченцев, у нас есть историческая родина, своя прекрасная и цветущая столица, и я считаю, что чеченские вопросы нужно обсуждать именно в Грозном, а не на чужбине. Я об этом заявлял еще три года назад на сессии ПАСЕ».
Официально о мероприятии руководство Чеченской Республики объявило в конце июля, однако фактически конгресс, состоявшийся в столице Чечни, последовал за аналогичным «всечеченским» форумом, проходившим 16 сентября в Варшаве. Официально мероприятие называлось третий Всемирный чеченский конгресс. Сообщалось, что среди выступающих на него приглашены Збигнев Бжезинский, Михаил Горбачев, Алла Дудаева, Борис Немцов, Гарри Каспаров и экс-председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов. Однако они в Варшаву не приехали, а Хасбулатов, выступая на конгрессе в Грозном, заявил, что «первый этап возрождения успешно пройден, теперь необходимо сделать прорыв в образовании, делая акцент на развитии технических и естественных дисциплин, а для этого необходим мудрый организатор и сильный лидер, каковым является глава региона Рамзан Ахматович Кадыров».
Главной интригой варшавского конгресса стала несостоявшаяся выдача российским властям «главы правительства Ичкерии» Ахмеда Закаева по международному ордеру на арест, инициированному российскими властями еще в 2002 году. Тогда Закаев по представлению польской прокуратуры был арестован полицией, но отпущен судом. Летом прошлого года Абдурахманов и Закаев, встречаясь в Норвегии для рассмотрения перспектив возвращения Закаева в Чечню по личному приглашению Рамзана Кадырова, обсуждали, в том числе, и возможность проведения всемирного чеченского конгресса. Итогом переговоров стало заявление Закаева о том, что «руководство непризнанной Чеченской республики Ичкерия» с 1 августа 2009 года прекращает вооруженные действия против чеченской милиции, читай: против Кадырова и его людей. Сам же Кадыров подтвердил, что Закаев — единственный человек со стороны Ичкерии, возвращение которого в Чечню он хотел бы видеть, например, в роли ответственного за развитие сферы культуры (в свое время Закаев был актером грозненского драмтеатра). Основную причину поиска компромисса со стороны Закаева наблюдатели усматривали в том, что он утратил всяческий авторитет среди сепаратистов во главе с Доку Умаровым в самой Чечне и стремился максимально от них дистанцироваться. Однако Россия продолжала добиваться экстрадиции Закаева, настаивая на его причастности к террористической деятельности (в частности, к захвату «Нод-Оста»). Поэтому возвращение не состоялось, а идея всемирного конгресса чеченцев логично распалась на две части.
На конгрессе в Грозном Рамзан Кадыров предельно ясно обозначил свою теперешнюю позицию относительно Закаева. «Крысы и шайтаны, которые бегают где-то, типа Закаева и ему подобных, никогда не являлись чеченцами, они продавали идеи чеченского народа, предавали религию и никогда не молились. Поэтому я хочу предложить конгрессу принять решение, запрещающее некоторым так называемым гражданам выступать от имени чеченского народа и обсуждать вопросы, касающиеся Чеченской республики и ее народа», — заявил он. Одновременно сам Закаев сообщил, что прекращает деятельность «правительства» Ичкерии и признает высшим органом управления Ичкерией «на период войны» так называемый «Госкомитет обороны — шура маджлис» во главе с Хусейном Гакаевым. Эта структура возникла после раскола в рядах сепаратистского «Имарата Кавказ», когда ряд лидеров боевиков публично отказались от присяги его лидеру Умарову. «Чеченские бойцы дистанцировались от этого мифического образования под названием «Имарат» и намерены вернуться в правовое поле Ичкерии», — заявил, в частности, Закаев. 26 октября вопрос о его временном аресте будет рассматривать варшавский апелляционный суд.
Для Рамзана Кадырова состоявшийся в Грозном конгресс стал, похоже, также началом подготовки к переназначению на второй срок на должность главы республики. 15 февраля следующего года истекают четыре года после того, как он был назначен президентом Чечни. И хотя никаких альтернатив Кадырову сегодня нет, ему, по уже сложившейся среди региональных глав традиции, все же необходимо публично демонстрировать итоги своей работы. «Я — самый доступный руководитель на свете. Каждый день нахожусь среди людей», — заявил Кадыров в интервью перед конгрессом. По его словам, ни в одном из 37 тыс. полученных в ходе прямой линии с главой Чечни sms-сообщений не было недовольства в адрес проводимой сегодня в республике политики.