Семимильными шагами

Александр Попов
19 октября 2010, 11:16

Новосибирские дорожники отчитались о рекорде — в этом году консолидированный бюджет на строительство, ремонт и реконструкцию дорог в столице Сибири превысил рубеж 3,9 млрд рублей. Для сравнения: в прошлом, кризисном, году в городе было отремонтировано 668 тыс. кв. м дорог на сумму 600 млн рублей. «Сезон 2010 года показал, что дорожно-строительные предприятия города могут решать сложные задачи. Было непросто, получив в середине лета средства из федерального бюджета, организовать и развернуть работы более чем на 200 объектах», — отметил на днях первый заместитель мэра Андрей Ксензов, выступая на торжественном собрании, посвященном празднованию Дня работников дорожного хозяйства.

Действительно, масштаб работ, развернувшихся в текущем году на дорогах Новосибирска, впечатляет. Планово-предупредительный ремонт был выполнен на 246 объектах, из которых 46 — улицы частного сектора, 30 — районного значения, 170 — магистрали. Всего же дорожное полотно обновлено на площади 2 млн 224 тыс. кв. м. Самые крупные и сложные объекты — участки Гусинобродского, Толмачевского и Мочищенского шоссе, магистралей в центре города и густонаселенных районах Левобережья. На обновленных дорогах установлено 117 км нового бордюра. Текущий ремонт проведен на 265 улицах (площадь — более 106 тыс. кв. м), а в связи с открытием станции метро «Золотая нива» восстановлено движение автотранспорта по улице Кошурникова (она была частично закрыта для движения аж с 1989 года). Теперь это восьмиполосная магистраль с широкими пешеходными тротуарами, новыми остановочными павильонами и линиями освещения. Причем, что самое интересное, ремонт дорог велся с учетом наказов, собираемых с населения: всего, по данным партии «Единая Россия», проводившей эту работу, было собрано более 30 тыс. наказов.

А ведь еще по весне казалось, что дороги в Новосибирске в этом году если и не придут в упадок, то сильно испортятся. Тем более что за минувшие годы горожане успели привыкнуть к быстрой трансформации магистралей. Но активисты ряда общественных движений справедливо опасались: третий мост через Обь (его начали строить в этом году) и проблемы с запуском 13-й станции метрополитена «Золотая нива» (была открыта для пассажиров 7 октября, с опозданием на полгода) оттянут на себя львиную долю бюджетов. Денег же в казне даже крупнейшего в стране муниципалитета никогда не было в избытке. К тому же кризис не прошел для города даром. И поэтому, начав урезать все второстепенные статьи ради мегапроектов, власти могли отложить в долгий ящик текущий ремонт магистралей — банально из-за недостатка финансирования. В принципе такое развитие событий было вполне реальным, но спасла политика: на 10 октября были намечены выборы депутатов Законодательного собрания Новосибирской области. Поэтому партия власти денег для города, в котором сконцентрирована солидная доля электората, не жалела.

В подарок от «Единой России» (ЕР) город получил более 1 млрд рублей (правда, подарок этот был не безвозмездным, а оформленным в виде долгосрочного кредита). Кроме того, по инициативе фракции ЕР в облсовете, из регионального бюджета на дорожный ремонт в Новосибирске было выделено еще 1,37 млрд рублей. С учетом собственных средств городского бюджета (в этом году Новосибирск активно привлекал также кредиты в банках) и набежала рекордная сумма 3,9 млрд рублей.

Примечательно, что политика поможет Новосибирску и в следующем году: ЕР уже подтвердила выделение городу более 1 млрд рублей на капитальный ремонт внутригородских дорог. Накануне выборов депутатов Госдумы такая поддержка явно не будет лишней. Правда, стоит отметить, что столице Сибири «везет» не только благодаря политической конъюнктуре. Дело в том, что город за последние несколько лет доказал свою способность эффективно осваивать «дорожные» миллиарды в сжатые сроки. «Новосибирск оказался единственным городом в стране, который полностью, без переходящих остатков на будущий год, выполнил весь объем работ... Поскольку средства на ремонт дорог в бюджет 2011 года уже заложены, то мы надеемся начать работу сразу с наступлением тепла и выполнить еще больший объем работ при неизменно высоком качестве покрытия», — заявил депутат областного Заксобрания и координатор дорожного проекта ЕР в регионе Валерий Ильенко.

При этом будет продолжено и строительство третьего моста. В этом году планом работ предусмотрено сооружение 20 из 30 опор, в том числе на островной части, а также осуществление надвижки пролетных строений. «В следующем году мы приступим к основному этапу строительства — возведению опор в русле реки, на них будет опираться 380-метровая арка. Также начнется подготовка к ее монтажу. Развернутся дорожно-строительные работы на пересечении улицы Ватутина со створом моста, будет подготовлена площадка для начала строительства транспортной развязки на улице Большевистской», — рассказал начальник Главного управления благоустройства и озеленения мэрии Валерий Жарков.

Денег на эту мегастройку власти жалеть не будут. Общая стоимость объекта, напомним, составляет 23 млрд рублей, его первой очереди — 14,8 млрд. В текущем году из областного и городского бюджетов на строительство моста было выделено по 500 млн рублей, также использовались средства федерального бюджетного кредита в размере 670 млн рублей. В 2011 году на строительство третьего моста уже зарезервировано 750 млн рублей из городского бюджета (при том что общий объем его расходной части составит 30 млрд рублей), такую же сумму выделит и область. Из федерального центра ждут порядка 2 млрд рублей. «Такой объем средств как раз соответствует тому, что может освоить подрядчик без нарушения технологии строительства», — высказывал уверенность мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Но ясности с федеральным финансированием пока нет. Поэтому губернатор области Василий Юрченко уже заявил, что «если не будет федеральных денег, то в следующем году мы будем брать бюджетный кредит».

Но партийная поддержка, порожденная политическими причинами, не даст городу забыть и о дорожной «текучке». «Сейчас наша главная задача — сохранить взятые высокие темпы работ и в следующем году. Будет продолжаться в удвоенном темпе строительство моста, а все остальные ресурсы направлены только на планово-предупредительный ремонт улично-дорожной сети города», — подчеркнул на днях вице-мэр, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Николай Диденко.