Подстраховались с двух сторон

Вадим Пономарев
10 ноября 2010, 17:37

Федеральная сетевая компания дополнила стратегическое партнерство с западной компанией — французской Alstom — партнерством восточным, с южнокорейской Hyundai Heavy Industries.

Федеральная сетевая компания (ФСК), владеющая в нашей стране всеми магистральными линями электропередачи, сегодня выбрала себе еще одного стратегического зарубежного партнера — южнокорейскую компанию Hyundai Heavy Industries (HHI). ФСК и HHI сегодня в Сеуле в рамках визита в эту страну президента России Дмитрия Медведева договорились о научно-техническом сотрудничестве и совместном построении в нескольких регионах Сибири и Дальнего Востока территориальных кластеров «интеллектуальной сети». Эта сеть предполагает массовое использование инновационных технологий, таких как аккумуляторы большой мощности, статические компенсаторы реактивной мощности, современные системы мониторинга и диагностики оборудования и других видов инновационного оборудования. Стороны намерены также сотрудничать в реализации проектов по созданию цифровой подстанции, внедрению электрооборудования, основанного на технологии сверхпроводимости и даже решили создать в России совместный научно-исследовательский центр, в зону ответственности которого войдет разработка концепции построения электрических сетей мегаполисов, выработка рекомендаций по рациональному применению различных видов электрооборудования, подготовка документов по проектированию городских подземных подстанций и других энергетических объектов.

Упор на работу в городах не случаен — сегодня же ФСК, администрация Приморского края и Hyundai Heavy Industries заключили соглашение о строительстве во Владивостоке нового завода. В конце 2012 года HHI должна начать выпускать там, с не уточненной пока степенью локализации, комплектные распределительные устройства с элегазовой изоляцией (КРУЭ), и если она, как сказано в сообщении ФСК, «обеспечит конкурентоспособный уровень качества и цен на свою продукцию, а также оптимальные сроки поставки», ФСК будет ее покупать. Объем инвестиций Hyundai пока не разглашается, но, по предварительным данным, мощность завода составит 350 ячеек КРУЭ классом 110–500 кВ в год, что соответствует двухлетней потребности (2013–2014 годы) в этом виде оборудования ФСК.

Желание ФСК сотрудничать с Hyundai Heavy Industries, очевидно, связано с тем, что отечественные производители электросетевого оборудования обеспечивают меньше трети потребностей в нем этой сетевой компании. КРУЭ, например, классом выше 220 кВ, которые используются для приема и распределения электроэнергии подстанций, в России вообще не производятся. А они хороши тем, что, во-первых, это полностью автоматические энергосберегающие устройства, во-вторых, в отличие от открытых распределительных устройств требуют в пять-восемь раз меньше земли для размещения, что особенно ценно в городах, подземных сооружениях и в горах. Точно так же обстоит дело в России с производством трансформаторов классом выше 110 кВ, которых ФСК только на ближайшие три года понадобится 2,5 тыс., силовых кабелей и т. д. Поэтому желание иметь постоянного поставщика хорошего оборудования, который к тому же устраивал бы компанию по ценам и оказывал ей научно-техническое содействие, вполне объяснимо.

ФСК, правда, уже пыталась два года назад наладить тесные отношения с азиатскими партнерами — Китайской федерацией машиностроительной промышленности в лице Huawei Symantec Technologies Co. Ltd (HST) и Банком Китая. Однако после смены руководства компании (одного из ближайших соратников реформатора энергетики Анатолия ЧубайсаАндрея Раппопорта — сменил на посту председателя правления ФСК «государственный управленец» Олег Бударгин) идея закупок китайского оборудования на китайские деньги развития в главной отечественной сетевой компании не получила. Хотя «Иркутскэнерго» Олега Дерипаски, например, для развития своего электросетевого комплекса, который включает и кусочек магистральных сетей, расположенных в Иркутской области, привлек недавно китайскую TBEA (бывший Шанхайский трансформаторный завод) и на работу ее оборудования пока не жалуется.

Правда, в истории с начавшимся партнерством ФСК с южнокорейской компанией Hyundai Heavy Industries есть один нюанс. Месяц назад аналогичное, по сути, соглашение российская компания подписала с одним из ведущих западных производителей электросетевого оборудования — французской компанией Alstom. Там тоже речь идет о научно-техническом сотрудничестве, помощи французов в построении «интеллектуальной сети» в России и закупках ФСК оборудования Alstom, но, кроме того, французская компания объявила о том, что будет строить в России трансформаторный завод стоимостью около 100 млн евро.

В принципе гигантская инвестиционная программа ФСК (с 2010 по 2014 год она составляет 950 млрд рублей) может «переварить» продукцию и западного Alstom, и восточного Hyundai, особенно если она будет сделана с высокой степенью локализации в России. Но нынешнее руководство Федеральной сетевой компании также не отказывается и от проекта строительства в Санкт-Петербурге своего трансформаторного завода совместно с машиностроительным концерном «Силовые машины» Алексея Мордашова стоимостью 142 млн долларов, и по-прежнему пытается стимулировать отечественных производителей электросетевого оборудования делать его не хуже, чем на Западе или на Востоке.