В
Екатеринбурге 12 ноября прошла пятая межрегиональная конференция «Точки роста экономики Большого Урала: условия новой индустриализации», организованная медиахолдингом «Эксперт». На конференции аналитический центр «Эксперт-Урал» представил итоги четвертого исследования инвестиционной активности в промышленности и инфраструктурных отраслях.
Исследование, которое АЦ «Эксперт-Урал» ведет с 2005 года, собирая из открытых источников данные о крупных заявленных проектах стоимостью более 10 млн долларов на территории десяти субъектов федерации (Свердловская, Челябинская, Пермская, Тюменская, Курганская, Оренбургская области, Башкирия, Удмуртия, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), было приостановлено вместе с заморозкой самих проектов в 2008 году. Но с началом восстановления экономики АЦ вернулся к их судьбе. Как выяснилось, примерно треть из проектов, начатых в тучные годы, не пережила кризис: компании отказались от 22 проектов на общую сумму 9 млрд долларов, а в стадии глубокой заморозки находятся еще 73 проекта стоимостью 26 млрд долларов. В основном отказывались от проектов, которые связаны с расширением мощностей (свыше 95%), тогда как в числе переживших кризис свыше половины — проекты «новой» экономики.
Новые стройки в 2009–2010 годы запускаются в основном на базе существующих мощностей, доля greenfield — менее четверти от новых проектов, общий объем которых в последние два года превысил 15 млрд долларов. Всего на данный момент в стадии реализации на территории Большого Урала находятся 214 проектов на общую сумму 77 млрд долларов. Среди проектов, переживших кризис, 83 успешно завершены, общая сумма инвестиций в них оценивается в 12 млрд долларов. По сути, это и есть база, по крайней мере существенная составляющая, для модернизации экономики региона. Какие решения, идеи, усилия необходимы для того, чтобы эти проекты были в итоге завершены и в результате в регионе появились новые точки роста? Этому и была посвящена дискуссия.
Открывая конференцию, генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев предложил использовать термин «развитие производительных сил». На его взгляд, он более точно, чем термин «модернизация», отражает суть тех задач, которые предстоит решать государству, бизнесу и науке. Под этим подразумевается развитие собственно индустрии, в том числе аграрного сектора, инфраструктуры и инновационного сектора, а также локализация производительных сил. «Производительные силы должны быть более или менее равномерно распределены по территории России, тем более если речь идет о такой огромной стране. Не должно быть таких гигантских разрывов, которые есть сейчас у нас», — уверен Фадеев. Для этого нужно как минимум решить проблему передвижения по стране, тем самым придать мобильности и населению, и экономике.
Идеи, как это сделать, есть. По словам директора института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта «ГипротрансТЭИ» (филиал ОАО РЖД) Федора Пехтерева, в России создается уникальная система скоростного движения, причем на действующей транспортной инфраструктуре для грузового движения. «А это нормативная база, технические ресурсы, которых пока просто не существует в мире и которые мы можем потом продавать тем странам, которым сделать такой проект не под силу», — заключает Федор Пехтерев. Единственное, что сейчас нужно, — это интерес и ресурсы со стороны государства: ни одна страна мира еще не построила магистрали за счет средств частного бизнеса.
Другой пример эффекта от снятия инфраструктурных ограничений привел зампред Госдумы Валерий Язев. «Сейчас на Урале сооружается реактор на быстрых нейтронах БМ-800. Но революционные преимущества реактора на быстрых нейтронах реализуются тогда, когда они работают в замкнутом ядерном топливном цикле. В России имеется хороший задел исследований по этому направлению. И если мы будем первыми, то обеспечим себя ядерной энергией на сотни лет, и мы будем строить АЭС, осуществляя их эксплуатацию и контролируя весь топливный цикл. Если отстанем, то превратимся из поставщиков в покупателей и отдадим свою нишу рынка другим странам».
Сдвиги в решении застарелых проблем, сдерживающих инвестиционную активность, есть. Например, это обеспечение человеческим капиталом. В последние годы журнал «Эксперт» и его региональные приложения поднимали тему о том, что одной из причин низкой квалификации рабочей силы являются диспропорции в системе образования. Создание федеральных университетов, в том числе на Урале, а также национальных исследовательских университетов как точек роста, которые будут соответствовать мировым стандартам образования, — первый шаг в этом направлении. «Через такие же реформы, где государственная поддержка оказывается первую очередь передовым вузам, проходили и другие страны мира, в частности Германия и Китай, добившиеся существенных прорывов в области развития национальных экономик», — аргументирует ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.
Актуальным остается вопрос источников финансирования инвестиционных проектов. Международные рынки капитала еще только-только начинают открываться, внутренних же длинных ресурсов в России так и появилось. При том что банковская система сейчас пухнет от ликвидности, роль кредита в реализации инвестначинаний остается несущественной: предприятия жалуются на дороговизну кредитов, а банкиры — на отсутствие качественных заемщиков. По мнению представителей банков, участвовавших в конференции, главный фактор роста инвестиций в основной капитал опять же исходит от государства. Его политика в этом вопросе должна строиться не на раздаче ресурсов, а на поддержке спроса на продукцию системообразуюших отраслей, прежде всего экспортно ориентированных.