Дороги важнее

Александр Попов
26 ноября 2010, 13:32

Для совершения качественного рывка в состоянии транспортной инфраструктуры Новосибирска в ближайшие пять лет необходимо освоить не менее 100 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с тремя годовыми бюджетами города. Об этом сегодня заявил первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов, выступая на круглом столе «Инфраструктура крупных городов», организованном журналом «Эксперт Сибирь» в партнерстве с интернет-порталом «Эксперт Online».

Фото: ИТАР-ТАСС

Новосибирск – крупнейшее в России муниципальное образование по количеству населения (1,4 млн человек по данным переписи 2002 года). С учетом территорий, входящих в городскую агломерацию (областной Новосибирский район, города Бердск, Обь, Кольцово и т.д.), народу тут еще больше – не менее 1,7 млн человек. Инфраструктура такого мегаполиса, сформированная в основном в советское время и лишь немного «подправленная» за минувшие два десятилетия, пока явно не соответствует стандартам комфортной жизни. Впрочем, базовая проблема – состояние дорог и в целом транспортной инфраструктуры – очевидна и характерна не только для Новосибирска, но и любой другой крупной агломерации. В том числе и для Москвы и Московской области, где лишь недавно, с назначением на пост мэра столицы Сергея Собянина, реально заговорили о взаимодействии двух регионов в дорожном строительстве.

Из слов Андрея Ксензова стало очевидно, что транспортный коллапс, уже почти наступивший в Москве, в Новосибирске также не за горами – количество автомобилей на дорогах города увеличивается по экспоненте. А это значит, что здесь необходимо строить новые сквозные магистрали, многоуровневые развязки, перехватывающие парковки, а также мосты через Обь, разделяющую город на две части (в настоящее время связанные всего лишь двумя мостами). На первый взгляд, в этом направлении сделано немало. Как неоднократно сообщал «Эксперт Online», на реконструкции и ремонте дорог в последние годы местные подрядчики ставили рекорд за рекордом – благодаря «дорожным миллиардам», выделяемым по программе партии «Единая Россия», состояние существующих магистралей заметно улучшилось. Начато и строительство третьего моста. По словам главного архитектора Новосибирска Владимира Фефелова, с начала года выбрано уже 38 площадок для строительства автостоянок (емкость – 1766 машино-мест). По сути, речь идет о возведении перехватывающих парковок, причем в центре города – механизированных. Один такой объект уже возводится в Центральном районе, прямо на главной улице – Красном проспекте. «Реализация пилотного проекта позволит оценить востребованность автомобилистами сервиса платной механизированной стоянки и ее реальную рентабельность. От полученных результатов будет зависеть дальнейшее развитие сети таких объектов на территории города», – уверен Фефелов.

Правда, копнув глубже, можно увидеть, что фантастические объемы федеральных средств, по сути, помогли лишь «залатать дыры» на перегруженных дорогах. А новых крупных объектов, за редким исключением, не появилось даже под дождем из «дорожных миллиардов». Третий мост (дай Бог если будет полностью построен к 2015 году) явно запоздал – по расчетам специалистов, пропускная способность двух действующих переправ через Обь уже полностью исчерпана. Перехватывающие парковки – дело хорошее и похвальное, но, как посетовал сегодня Владимир Фефелов, автомобили с них выезжают на те же самые дороги и попадают в те же самые пробки. Так что реально о кардинальном качественном сдвиге в состоянии транспортной инфраструктуры Новосибирска говорить пока, увы, не приходится.

Один из выходов – пересадить людей с личного на общественный транспорт. Правда, как признал Андрей Ксензов, это произойдет не скоро, поскольку проблема выбора между собственным автомобилем и, например, автобусом зависит как от качества последнего (никто не пересядет в грязный маршрутный автобус), так и от общей дорожной ситуации (пробки люди предпочтут проводить за рулем). К тому же не ясна судьба метрополитена – его строительство муниципальная казна не потянет, а федеральный центр вкладываться в подземки во всех городах, кроме столичных, не рвется. По расчетам руководителя Территориального управления автодорог (ТУАД) Новосибирской области Константина Громенко (его структура в том числе отвечает и за транспортную схему новосибирской агломерации), 100 млрд рублей на ближайшую пятилетку, с учетом роста автомобилизации населения и его «стягивания» в крупные города, хватило бы только на строительство подъездов к Новосибирску, а ведь новые дороги и дорожные объекты необходимо строить и в самом городе. Хотя проектно-сметная документация по всем объектам, находящимся в ведении ТУАД, готова, стройки не начаты – нет денег. Как нет и надежд на то, что ситуация с финансированием изменится кардинальным образом. А это значит, посетовал Громенко, что в ближайшие годы развитие транспортной инфраструктуры будет продолжаться черепашьим шагом: дорожники станут больше денег тратить на поддержание в надлежащем состоянии того, что уже построено, а новые объекты будут редкостью.

По мнению Громенко, решить проблему с финансированием могли бы возрождаемые дорожные фонды. Однако, посетовал он, прежние внебюджетные фонды аккумулировали раз в 10 больше средств, чем создаваемые заново бюджетные. В этой ситуации остается, по словам гендиректора ОАО «Новосибирскавтодор» (один из крупнейших подрядчиков на строительстве дорог и одновременно эксплуатирующая их организация) Федора Николаева, искать «нетрадиционные методы» и не ждать манны небесной от одних лишь бюджетов. Любые средства будут хороши, поскольку новая дорога всегда дает синергетический эффект и ускоряет развитие местной экономики. «Бюджетного финансирования действительно не хватает и никогда не будет хватать. Поэтому остается один источник финансирования – привлечение сторонних инвестиций. Для государства основополагающим моментом для реализации подобной схемы работы будет повышение инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов в области транспорта для частных капиталов. Для бизнеса подобными мерами могут стать повышение доступности банковского финансирования – субсидирование процентных ставок из бюджета и государственные гарантии по займам. Помогут также налоговые преференции на начальном этапе и гарантии для иностранных инвесторов, желающих работать на этом рынке. К сожалению, формат государственно-частного партнерства, который мог бы стать почти идеальным вариантом, пока не функционирует из-за несовершенства законодательства в этой области. Я считаю, что одним из самых перспективных вариантов привлечения финансирования могут стать целевые субфедеральные облигационные займы с обязательной государственной гарантией», – говорит аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада.

Кроме того, резерв есть и в управленческих решениях. К примеру, как заявил гендиректор ОАО «СибНИИградостроительства» Владимир Савко, существенно разгрузить магистрали от автомобилей можно и путем создания в районах города мощных «точек притяжения»: супермаркетов, развлекательных центров, кинотеатров и т.д. По сути, речь идет о полицентрическом развитии единой территории. Для Новосибирска эта проблема очевидна: город сильно вытянут географически вдоль реки, некоторые густонаселенные районы (например, Первомайский и Советский) лишены объектов соцкультбыта. В результате людям не остается ничего другого, как постоянно выезжать для покупок и развлечений в центр.

Конечно, инфраструктурные проблемы крупных городов не только в дорогах. Однако обсуждение на круглом столе показало, что одна из главных бед России, по всей видимости, стала главнейшей. По образному выражению Владимира Савко, транспортные артерии – это скелет любого города. А если скелет слабо развит или имеет дефекты, организм обречен на тяжелое существование. Как справедливо заметил Константин Громенко, в России еще никогда не строили дороги для людей – их строили для перевозки грузов, военных нужд или промышленных рекордов. Только в последние годы новые магистрали стали рассматривать через призму качественного уровня жизни населения. Преимуществом Новосибирска перед Москвой, считает Громенко, является то, что дорожный каркас агломерации здесь давно развивается в партнерстве города и области. А это значит, что московской ситуации здесь удастся избежать. Денег бы хватило.