Дорого и непредсказуемо

Москва, 09.11.2010
За первую неделю ноября авиакеросин подорожал почти на 7%, что уже в ближайшее время неминуемо приведет к росту цен на авиаперевозки и туристические услуги. Из-за отсутствия четкой системы ценообразования полеты для россиян могут подорожать гораздо больше, чем их себестоимость.

По данным «Кортес», в начале ноября оптовые цены на авиатопливо в московских аэропортах увеличились до 19,4 тыс. рублей за тонну с учетом НДС, что почти на 7% выше, чем было в конце октября, на 7,7% выше, чем в летнем сезоне, и почти на 10% выше, чем было в начале года. «Этот рост цен не выходит за рамки обычного, происходящего каждый год, — отмечает директор по развитию ИАЦ “Кортес” Павел Строков. — В то же время особенность нынешней ситуации в том, что керосин дорожал не постепенно, а скачкообразно в течение нескольких дней». При этом в «горячий» летний сезон, когда, казалось бы, высокий спрос может подтолкнуть рост цен, керосин в цене не менялся — стоил порядка 18 тыс. рублей за тонну.

Аэропорты ответили увеличением розничных цен на 5%, сообщили в «Аэрофьюэлз групп». По данным компании, в ноябре цена керосина с услугой по заправке самолета в аэропортах московского авиаузла в среднем составит около 26,5 тыс. рублей за тонну без учета НДС.

Строков обосновывает столь резкий скачок следствиями роста стоимости нефти и авиакеросина в других странах мира. «Керосин — вещь специфическая и очень конкурентная. Ведь авиакомпания имеет возможность заправлять свои самолеты в разных местах, в том числе за рубежом, следовательно, аэропортовые заправки конкурируют друг с другом. Рост цен на нефть подталкивал зарубежных производителей керосина увеличивать его стоимость, российские компании держались какое-то время, чтобы выигрывать в конкуренции, но сейчас последовали за мировым трендом», — объясняет Строков. По его мнению, скачок цен — также следствие отсутствия четкой системы ценообразования в России и координации производителей и потребителей авиатоплива.

Специалист считает, что до Нового года цены стабилизируются и дальнейшее повышение не произойдет раньше весны.

А пока авиа- и туристические компании готовятся к росту цен на свои продукты. Эксперты и представители туриндустрии предсказать, насколько рост цен на билеты и туры будет коррелировать с ростом цен на топливо, не могут.

«Четкой зависимости между стоимостью билетов и топлива нет», — утверждает Строков. С ним соглашается и директор турфирмы «Тезей» Надежда Вахуш, которая, правда, утверждает, что рост цен на авиабилеты и туры окажется, как всегда, больше, чем рост цен на керосин. «Стоимость топлива в цене тура за четыре года возросла практически в два раза», — отмечает она. При этом туркомпании будут корректировать цену еще и исходя из спроса. От роста цен на путевку не застрахованы даже те, кто ее уже купил. «Цена может увеличиваться задним числом. Тур будет стоить столько же, но доплата за топливо у многих компаний идет отдельной строкой, и она может меняться», — предупреждает Вахуш.

Однако в период новогодних праздников это вряд ли приведет к оттоку туристов и путешественников. Видимо, рост цен приурочен как раз к этому событию, когда россияне разъедутся на каникулы и портить их себе не будут.

Представители авиакомпаний пока отказываются прямо говорить, насколько подорожают их авиабилеты.

Похожая ситуация и цена на авиакеросин была в мае 2008 года. Тогда скачок цен стал одной из причин банкротства авиаальянса AiRUnion и авиакомпании «КД авиа», а ФАС обвинила нефтяников в картельном сговоре.

В настоящее время антимонопольная служба еще не выяснила причин роста цен на авиакеросин. «Мы обратили внимание на эту ситуацию и в настоящее время готовим запросы в вертикально интегрированные компании о причинах роста цен на авиакеросин, — сообщила “Эксперту Online” представитель ФАС Ирина Кашунина. — Кроме того, мы запрашиваем у наших территориальных органов информацию о результатах мониторинга цен на авиакеросин непосредственно в аэропортах. После получения и анализа информации мы сможем сделать выводы об обоснованности или необоснованности роста цен, о наличии в действиях ВИНК признаков нарушения антимонопольного законодательства. О санкциях пока говорить преждевременно».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. ОПЕК+ растет в цене
    Дональд Трамп заявил о новых переговорах между РФ и Саудовской Аравии по возможной сделке по сокращению добычи нефти. Но главные участники ОПЕК+ готовы пойти на это только вместе со странами «большой двадцатки». Эксперты видят в перспективе возможность расширения нефтяного картеля
  2. Акции растут на «удаленке»
    На 585% вырос трафик на платформе проведения видеоконференций от компании Zoom Video за последний месяц из-за массового перехода на дистанционную работу. Соответственно, увеличились продажи, а акции компании взлетели на 145% при том, что S&P 500 упал на 20%
  3. Правила перехода: как не выйти за рамки самоизоляции?
    Почему пока почти не штрафуют и когда начнут, можно ли ездить на машине и кому, и что такое семья в новых условиях
Реклама