Колеса для банка

Сергей Кисин
1 декабря 2010, 15:14

Сбербанк взял в управление контрольный пакет акций (51%) автомобильной компании «Дервейс» (Карачаево-Черкесия, входит в группу компаний «Меркурий», контролируемую братьями Деревыми). Предполагается, что вместе с уже принадлежащим банку «ИжАвто» и его крупным должником «ТагАЗом» (Таганрог) они могут войти в дочернюю компанию Сбербанка — Объединенную автомобильную группу (ОАГ).

Иллюстрация: Эксперт Online
Сбербанк за долги взял в управление черкесский автозавод «Дервейс»

За последний месяц это уже второй крупный актив на территории юга России, который Сбербанк через «дочку» «Сбербанк Капитал» забрал за долги (задолженность «Дервейса» превышает 1 млрд рублей). «Эксперт Юг», к примеру, писал ранее о том, что ФАС России удовлетворила ходатайство «Сбербанк Капитала» о приобретении 100% долей ООО «ТМТ» (Таганрогский мазутный терминал) у кипрской Forseti Ventures Ltd (оффшорная структура Valars Group, принадлежащей Кириллу Подольскому), который выступал поручителем по долгам бывшего собственника на сумму 1,5 млрд рублей. Теперь ФАС разрешила банковской «дочке» приобрести контрольный пакет черкесского автозавода, паспортные мощности которого позволяли выпускать до 100 тыс. машин в год.

В КЧР с 2004 году пытались наладить производство внедорожников «Ковбой» оригинальной модификации, но продав около 500 машин, в итоге отказались от этой идеи. В январе текущего года было объявлено, что автозавод совместно с китайскими разработчиками намерен собирать до 100 тыс. авто седана Lifan из Поднебесной. В начале года в руководстве предприятия утверждали, что по программе развития «Дервейса» до конца 2010 года сможет увеличить производственные мощности до 50 тыс. автомобилей. Однако реально на заводе собирают не более 420 машин в месяц четырех китайских моделей: легковые автомобили «С» класса Lifan BREEZ — седан, Lifan BREEZ — хэтчбек и их модификации. В самый удачный 2008 год удалось собрать 7,2 тыс. авто.

Долговая нагрузка заставила руководство холдинга, стремившегося избежать роста процентов, пойти на передачу контрольного пакета акций своему кредитору с правом в течение нескольких лет выкупить его обратно. Вопрос в том, пойдет ли на это сам Сбербанк, который уже владеет «Ижавто» (Удмуртская республика, забрал за долги в размере 8 млрд рублей) и специально под свой автомобилестроительный проект создал Объединенную автомобильную группу. В эту группу теоретически мог бы быть включен и таганрогский автозавод, но его собственники неоднократно заявляли, что нашли со Сбером общий язык и готовы к подписанию мирового соглашения по своим долгам (всего 6,3 млрд рублей). Представляется маловероятным, чтобы «Сбербанк Капитал» всерьез занялся столь сложным и специфичным делом, как автобизнес. Вероятнее всего, в банке после необходимой «операции оздоровления» просто будут искать для «Дервейса» заинтересованного инвестора, который смог бы как минимум вернуть банку долги его нового актива.