Мастера комбинаций

Вадим Пономарев
24 декабря 2010, 18:14

Федеральное правительство решило целенаправленно вырастить еще одну отечественную вертикально-интегрированную нефтяную компанию. Именно этим можно объяснить сенсационную победу «Башнефти» в конкурсе за право разрабатывать крупнейшие оставшиеся в нераспределенном фонде нефтяные месторождения Требса и Титова (Ненецкий автономный округ), на которые претендовали все отечественные ВИНК. «Башнефть», в свою очередь, продемонстрировала самую высокую динамику прироста добычи нефти в России (+14% по отношению к прошлому году), помогла федеральному центру удержать социальную и экономическую стабильность в Башкирии после отставки первого президента республики Муртазы Рахимова и продемонстрировала приверженность курсу правительства по развитию в России нефтеперерабатывающих мощностей.

Фото: picvario.com/Russian Look

 

От скважины до топливного бака


В этом году стало окончательно ясно, что «Система», за 2 млрд долларов обретшая контроль над шестью предприятиями башкирского топливно-энергетического комплекса (БашТЭКа) весной 2009 года, не будет распродавать эти активы профильным госкомпаниям, а построит из них новую отечественную ВИНК. «Сегодня в России есть реальная ниша для строительства еще одной крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании. Понятно, что то, какого уровня мы достигнем, каких результатов, будет зависеть от того, кто и как будет работать. И я надеюсь, что путь, который мы наметили, позволит нам лет через пять лет сказать: мы стали ВИНКом крупного масштаба, то есть вошли в 5–6 крупнейших российских нефтяных компаний», – заявил «Эксперт Online» президент «БН» Виктор Хорошавцев.

Основное богатство БашТЭКа – четыре нефтеперерабатывающих и нефтехимических завода в Башкирии, которые рассчитаны на переработку до 26 млн тонн нефти в год. В этом году, во-первых, управленцы «Системы» интегрировали их в уставный капитал самой нефтяной компании, во-вторых, окончательно изгнали с уфимских НПЗ «давальцев», заменив их поставками нефти от «ЛУКОЙЛа», ТНК-ВР, Shell и «Сургутнефтегаза», в-третьих, вложили в модернизацию нефтепереработки свыше 8 млрд рублей (в прошлом году инвестиции оставили 6,5 млрд рублей). В итоге НПЗ «Башнефти» удержали лидерство в России по таким показателям, как глубина переработки нефти и индекс Нельсона, а объем башкирской нефтепереработки в первом полугодии этого года вырос на 7% по сравнению с первыми 6 месяцами 2009 года («Уфимский НПЗ» – на 9,7%).

Параллельно с этим «Башнефть» начала развивать и сбытовую сеть. С 1 октября этого года к 319 АЗС компании присоединились 44 автозаправочных комплекса на территории соседней Удмуртии, которые работали под брендом «АСПЭК» (еще 221 АЗС в 20 регионах страны работает с «БН» на условиях джобберских соглашений). В ближайшие годы компания намерена довести реализацию нефтепродуктов через собственные АЗС до 25% от общего объема продукции, выпускаемой ее нефтеперерабатывающими заводами, увеличив тем самым объем своей выручки на внутреннем рынке России. Если, конечно, к тому времени будет стабилизирована добывающая база «Башнефти».

В поисках нефти

Происходящие в нефтедобыче Башкирии процессы типичны для старой Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, где «черное золото» начали интенсивно добывать в 50-е годы прошлого века. Месторождения истощены, их обводненность составляет 92%. Поэтому объем добычи «Башнефти» снизился с 26 млн тонн в 1990 году до 11,5 млн тонн в 2008 году. Придя в Башкирию, управленцы «Системы» в 2009 году увеличили объем добычи нефти «БН» на 4,7%, в нынешнем году, как уже говорилось, на 14% – до 14 млн тонн, в будущем году, по словам члена совета директоров компании Давида Якобашвили, прирост планируется на 15%. «Надо работать над старыми месторождениями, и надо однозначно аккуратно и бережно работать. Поэтому мы вкладываем сюда деньги и используем новые методики добычи, которые не использовались раньше. Сегодня есть много новых технологических решений, начиная от бурения скважин и заканчивая эффективным использованием того фонда, который работает. Там безграничные возможности, которые позволят нам еще 30–40 лет продуктивно добывать нефть на месторождениях в Башкирии», – пояснил корреспонденту «Эксперт Online» причины «взрыва добычи» Виктор Хорошавцев.

Тем не менее безудержная интенсификация старых месторождений, как показывает опыт приснопамятного «ЮКОСа» в Самарской области, может привести к совершенно обратному результату. Поэтому максимальная планка, которую установила «обновленная» «Башнефть» в Башкирии, – 15,1 млн тонн нефти в год в 2013 году. Остальная нефть, необходимая для загрузки НПЗ, будет добываться за пределами республики. Очевидно, именно с таким прицелом «Система» с явного благословения федеральных властей по весне и купила 49% «РуссНефти»(РСН), которая добывает в год около 14 млн тонн, том числе в регионах вокруг Башкирии.

А в начале декабря «Башнефть» получила доступ к разработке последних крупных месторождений, остававшихся в нераспределенном федеральном фонде, – имени Требса и Титова в Ненецком автономном округе, суммарные запасы которых (категории С1+С2) оцениваются в 140 млн тонн нефти. На эти месторождения претендовали все отечественные ВИНК, кроме «Роснефти». Однако сначала конкурсная комиссия отсеяла всех, кроме «БН» и «Сургутнефтегаза» (СНГ), а затем и сам СНГ не выплатил задаток на участие в конкурсе. В итоге он был признан несостоявшимся, но комиссия Роснедр рекомендовала правительству продать месторождение «Башнефти». «Башнефти» как никакой другой компании нужна была ресурсная база. Неудивительно, что за нее компания была бы готова уплатить и 60 млрд рублей – именно такую сумму изначально рассчитывало выручить государство за месторождения имени Требса и Титова. Однако итоговый единоразовый платеж составил 18,476 млрд рублей, а значит, ресурсы достанутся «Башнефти» сравнительно дешево, то есть из расчета 4 доллара за тонну запасов», – оценила итоги этого конкурса для «БН» аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова.

Кроме того, на этой неделе «Система» подписала рамочное соглашение о возможном объединении активов с индийской нефтегазовой корпорацией ONGC Videsh, которая лет десять пытается зайти на нефтяной рынок России, но за это время смогла купить по явно завышенной цене только Imperial Energy Corp, которая добывает небольшие (по российским масштабам) объемы нефти в Томской области. «Потенциальное объединение активов с ONGC позволит «Башнефти» улучшить баланс между производственными мощностями (сейчас показатель Refining/Production компании находится на уровне 155%) за счет ожидаемого роста добычи нефти на месторождениях Imperial Energy (с 1 млн тонн сейчас до 5–7 млн тонн в будущем). Кроме того, в случае участия ONGC в проекте по разработке месторождений им. Требса и им. Титова Башнефть может рассчитывать на диверсификацию источников финансирования (годовой операционный денежный поток индийской компании составляет примерно 3–4 млрд долларов), а также снижение специфических геологических рисков», – считают аналитики «Банка Москвы» Денис Борисов и Сергей Вахрамеев. Таким образом, нефть Башкирии, месторождений Требса и Титова, активы ONGC в России и 49% в «РуссНефти» должны обеспечить полную загрузку нефтеперерабатывающих заводов «Башнефти» собственным сырьем.

Политический привкус

Все эти действия «Система» не могла бы осуществить без явного или неявного благословения федеральных властей. Если бы не конфликт федерального центра и первого президента Башкирии Муртазы Рахимова, «Система» не получила бы контроль над БашТЭКом, влияние Москвы прослеживается и в сделке по покупке 49% акций «РуссНефти», а условия конкурса по месторождениям Требса и Титова писались, казалось, конкретно под «Башнефть».

Зачем «Системе» нужен нефтяной бизнес – вопрос риторический. А вот почему федеральные власти столь явно помогают ей создавать новую вертикально-интегрированную нефтяную компанию? Причин здесь может быть две. Во-первых, после отставки Муртазы Рахимова федеральному центру нужно обеспечить социальную и экономическую стабильность в Башкирии. А «Башнефть» и ее подрядчики на 40% наполняют бюджет республики. Получив контроль на «Башнефтью», «Система» стала неким «маяком» для других инвесторов, которые сейчас тоже начали вкладывать деньги в экономику некогда закрытого для «посторонних» региона. В прошлом году инвестиции в развитие «БН» составили 15 млрд рублей, в этом – 21 млрд рублей, в будущем году, по словам Виктора Хорошавцева, они превысят 1 млрд долларов. При этом первый президент республики Муртаза Рахимов в декабре этого года вошел в состав совета директоров «Башнефти».

Вторая причина состоит в том, что более половины добытой нефти в России сейчас экспортируется. Большая часть идет на Европейский рынок, на который российская нефть попадает через балтийские и черноморские порты, а также по нефтепроводу «Дружба», нефть также поставляется на НПЗ стран СНГ. Помимо этого российское сырье с конца прошлого года поставляется по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» в страны АТР. Последние несколько лет правительство взяло курс на стимуляцию ВИНК к инвестициям в нефтепереработку. Согласно Энергетической стратегии РФ до 2030 года, глубина переработки нефти должна вырасти с 72% (2008) до 90% (2030), а выход светлых нефтепродуктов – с 57% до 73%. На это же направлены и готовящиеся изменения системы налогообложения, в результате которых постепенно будут выравнены экспортные пошлины на светлые и темные нефтепродукты.

В этой политике нефтеперерабатывающему комплексу Башкирии, по планам правительства, очевидно, уготована особая роль. Его мощности уже составляют более 10% всех российских НПЗ, он выпускает 16% всех российских бензинов и 14% всего объема дизельного топлива. И именно уфимские НПЗ, по сути, еще два года назад, будучи формально независимыми, определяли цены на топливо внутри России. Поэтому, передавая контроль над ними АФК «Система» и обеспечивая «Башнефть» новой нефтяной базой, государство, очевидно, надеется, что новая ВИНК, будучи частной, тем не менее будет следовать в русле государственной политики в нефтяной отрасли. Отсюда и заявления топ-менеджмента «Системы» и ее главного нефтяного актива о том, что главное для новой «звезды» отечественной нефтянки – развитие внутреннего рынка добычи нефти, ее переработки и реализации нефтепродуктов.

«В нефтяной отрасли появится еще один крупный игрок, вырастет уровень конкуренции в отрасли, что может благоприятно отразиться на потребителях. У инвесторов появится еще одна нефтяная «бумага», которая может быть интересна как спекулянтам, так и консервативным инвесторам. И сам нефтяной сектор вызовет к себе дополнительное внимание инвесторов. В отрасли увеличится конкуренция за еще нераспределенные месторождения углеводородного сырья. В связи с увеличением загрузки трубопроводов не исключено появление проектов новых трубопроводов, если не в масштабах всей страны, то межрегиональные могут появиться точно», – оценивает последствия появления новой ВИНК для отрасли и ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Если придерживаться этой логики, то и в будущем году ВИНК «Башнефть» под управлением АФК «Система» может принести немало неожиданностей для России.