Новое французское столпотворение

Москва, 24.12.2010
Уходящий Год Франции в России грозился заполнить все культурные ниши Москвы, Петербурга и всей провинции. К счастью, этого не произошло. «Эксперт Online» вспоминает десять самых ярких выставок 2010 года.

Уходящий Год Франции в России грозился заполнить многочисленными художественными мероприятиями и акциями все культурные ниши не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и чуть ли не во всей нашей провинции. К счастью, этого не произошло. События в российской арт-жизни вызывали не меньший, а подчас гораздо больший резонанс.

1. Выставка Пикассо в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Первая масштабная выставка, открывшаяся в Москве в феврале, в рамках перекрестного Года Россия–Франция. Несмотря на то, что несколько особо ценных картин из парижского музея маэстро французская сторона так и не привезла в столицу, такого количества работ мастера у нас не выставлялось никогда – спасибо Музею Пикассо, закрывшемуся на реставрацию.

2. «Фотобиеннале 2010». Международный фотографический смотр, включивший и ретроспективы мэтров парижского агентства «Магнум Фото», занимал все выставочные площадки Москвы, кроме разве что крупных государственных и не успевшего открыться Мультимедиа Арт музея.

3. Минкультуры приняло здравое решение – сменить комиссара Русского павильона на Венецианской биеннале. Впервые на этот пост назначен не государственный чиновник, а частный культурный деятель. Им стала президент Stella Art Foundation Стелла Кесаева, несколько лет активно поддерживающая наших художников не только выставками в двух своих московских галереях, но и на международных площадках (см. «Эксперт» №47). Куратором павильона в 2011 году она пригласила выступить именитого теоретика искусства Бориса Гройса, а художником – Андрея Монастырского. В планах – открытие нового частного музея современного искусства в Москве.

4. Новые музеи в Питере.
Первый частный «Новый музей» современного искусства открылся в июне в Санкт-Петербурге. Владелец – Аслан Чехоев – первым воплотил в жизнь столь амбициозный проект за пределами Садового кольца. Позже здесь же открыло двери еще одно частное хранилище искусства – музей «Эрарта». Правда, если в «Новом» собраны главные имена русского искусства последних пятидесяти лет, то в «Эрарте» сконцентрировалось в основном искусство салонное.

5. Выставки ювелирного искусства в России – большая редкость. После памятной экспозиции Дома Cartier в Музеях Московского Кремля в 2007 году новый показ состоялся там же лишь этим летом. Раритетные ювелирные украшения Рене Лалика, больше известного ныне как мастера художественного стекла, собрали из музеев Португалии, США и Японии. А на родине Лалика, во Франции, в предоставлении экспонатов на выставку почему-то отказали.

6. Старые мастера. Навязчивое изобилие современного искусства примерно два раза в год разбавляется выставками старых мастеров в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Масштабный проект этого года – выставка старых мастеров из будапештского государственного собрания. Венгерские коллеги не поскупились и отправили в Москву впечатляющую часть коллекции: шедевры Рафаэля, Джорджоне, Дюрера и многих других.

7. Залы главного российского собрания русского искусства приняли как минимум четыре достойные во всех смыслах выставки в течение этого года, собранные кураторами Третьяковки не только в российских собраниях и музеях, но и в зарубежных коллекциях, начиная с Ивана Похитонова и Петра Кончаловского и заканчивая совсем недавними – Исаака Левитана и Андрея Рублева.

8. Пресловутое дело вокруг выставки «Запретное искусство» завершено: кураторы выставки Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров, обвиненные в экстремизме и оскорблении чувств верующих, осуждены. Многочисленные протесты и поддержка международной арт-элиты привели разве что к более-менее мягкому приговору. Не меньший резонанс вызвал и недавний арест участников арт-группы «Война», которые провели несколько художественных акций и перформансов в Москве и Санкт-Петербурге. Митинги протеста уже прошли в столице, а британский художник Бэнкси организовал сбор средств в защиту участников «Войны».

9. Завоевание провинции. Художественный центр провинциальной России сместился из Перми в Екатеринбург, на заброшенных и действующих фабриках и заводах которого прошла первая Уральская Индустриальная биеннале современного искусства. И пусть все прошло не так гладко, как задумывало местное отделение ГЦСИ, осуществление столь масштабной инициативы – уже большой успех.

10. Дом для фото. После многолетнего строительства Московский Дом фотографии открылся в новом здании под новым именем: Мультимедиа Арт музей расположился на Остоженке, 16. Внутреннее пространство уже окрестили «нашим ответом Гуггенхайму», а на смену истории группы «Флюксус», открывшей музей, пришли «Электрические ночи» из собрания Центра Помпиду, которые будут «освещать» выставочное пространство до 30 января 2011 года. 

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Минфин обрек рубль на падение
      Увеличение объема закупок валюты министерством финансов положило начало полосе ослабления рубля
    3. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    Реклама