Шаг через железный занавес

Юлия Виноградова
3 декабря 2010, 18:10

В Будапеште прошла 4-я ярмарка современного искусства Art Budapest, которая показала не только восточноевропейское актуальное искусство, но и новые возможности для галеристов и коллекционеров. Фото

Юлия Виноградова
Уголок героев (Heroes Corner)

Будапештская ярмарка была основана в 1994 году, и раньше она объединяла на одной площадке и актуальное искусство, и старое. Только последние несколько лет организаторы пытаются разделить эти две области – в середине декабря после Budapest Art Fair пройдет смотр восточноевропейского антиквариата под названием Antik Enterior. Но арт-рынок в Венгрии, как и в других странах Восточной Европы, невелик, так что пока собрать необходимое количество галерей на ярмарку непросто. Всего участников – 31, причем два из них представляют специальные проекты.

Эти спецпроекты – пожалуй, самая сильная часть всей ярмарки. Первый из них – некоммерческий, его привезли московское агентство «ФотоСоюз» и «Союз фотохудожников России» (Россия вообще довольно заметно представлена на ярмарке). Несколько десятков снимков 1920–30-х годов под общим названием «Эпоха оптимизма» представляют три главных направления советского фотоискусства того времени – художественную фотографию, конструктивную и репортажную. Главную ставку, конечно, сделали на Александра Родченко – его знаменитые плакат «Книги Ленгиз» и портрет Владимира Маяковского тиражировались на открытках и постерах. Но помимо него большой выставочный зал был заполнен жанровыми, пейзажными и портретными снимками Александра Гринберга, Аркадия Шайхета, Эммануила Евзерихина и многих других классиков советской фотографии.

Фотопроект смотрелся на ярмарке сильным концептуальным пятном, несмотря на то, что галереи представили не так уж много произведений фотоискусства. Но одна из работ бросалась в глаза сразу – это портрет Владимира Путина победителя World Press Photo Сергея Максимишина. Он висел на стенде второго спецпроекта – коммерческой экспозиции, собранной из работ 20 галерей из разных стран. Назывался проект «Уголок героев» (Heroes Corner) и, как рассказал его куратор, британский арт-критик Саймон Хьюитт, апеллировал, с одной стороны, к месту расположения ярмарки (в выставочном зале на знаменитой Площади Героев), с другой – к тем усилиям, которые предпринимал и предпринимает восточноевропейский арт-рынок после исчезновения «железного занавеса». Кроме «Путина», которого парижская галерея RussianTeaRoom оценила в 7 тыс. евро, здесь была представлена разнообразная живопись (в том числе Константина Батынкова, Владимира Мигачева, Анатолия Калашникова) и фотография. А символом всей экспозиции можно было считать сделанную специально для ярмарки работу итальянского художника Паоло Вивиана Bar Code, представляющую собой металлическую конструкцию, очевидно отсылающую к «железному занавесу». Болгарская галерея Bulart продавала эту работу за 4,5 тыс. евро.

Остальная часть ярмарки была заполнена небольшими стендами, очень просто оформленными и представляющими в основном венгерских или других восточноевропейских художников. Здесь было и искусство начала XX века – малоизвестные за пределами Венгрии художники, своеобразный национальный отклик на мировые течения в живописи. Среди них встречался, правда, пожалуй, самый прославленный венгр – Виктор Вазарелли. Так, на стенде галереи Colors Art его небольшой объект из серии «Венера» стоил 3,5 тыс. евро. Здесь же был выставлен крошечный, выцветший рисунок Бранкузи, подтвержденный многочисленными экспертизами и оцененный в 20 тыс. евро. Другие мировые имена можно было найти на стенде лондонской галереи Gilden’s Art, которая представила большую подборку литографий Пикассо, Матисса, Миро, Шагала (листы оценивались от 5 до 40 тыс. евро).

Из других западноевропейских галерей в ярмарке принимала участие также австрийская Knoll. Ее владелец Ханс Кнолл много лет входит в экспертный совет ярмарки Арт-Москва, ежегодно проходящей в российской столице. По мнению Кнолла, ярмарка в Будапеште, как и весь венгерский рынок, сталкивается с проблемами, очень похожими на ситуацию в России. Это слишком локальный, закрытый рынок, венгерские коллекционеры со временем «перерастают» его, перестают интересоваться и предпочитают посещать западноевропейские ярмарки. Молодому и недостаточно развитому рынку нужна зарубежная инъекция. Нужно, чтобы галереи привлекали зарубежных коллекционеров, чтобы продвигали своих художников на Западе, поднимая их собственный статус и вместе с тем статус ярмарки. Пока даже цены галеристы здесь называют, как правило, в венгерских форинтах вместо привычных всем евро.

Впрочем, потенциал у ярмарки есть, и это хорошо видно по тем работам, которые выставили галереи. Большая часть из них предпочла традиционную живопись, вполне качественную, как, например, работы молдавского художника Александра Тинея, – сильные, немного депрессивные образы, написанные в серо-фиолетовых тонах (его полотно на стенде галереи  Deak Erika стоило 7,5 тыс. евро). Была и более необычная живопись – к примеру, написанные красками на основе воска абстракции на стенде галереи Varfok (12 тыс. евро). Скульптуры и инсталляции варьировались от совсем небольших, как керамический безрукий космонавт под ироническим названием «Давид» на стенде галереи ABC (2 тыс. евро), до масштабных – как впечатляющая, технически сложная инсталляция «Конференция» на стенде галереи Bumbum. Лишь одна галерея на ярмарке представила видеоарт. Videospace – вообще единственная галерея в Венгрии, занимающаяся этим видом искусства.

И в работах, и в настрое галеристов, и в самой атмосфере ярмарки чувствовались задор и свежесть. Мало на какой «взрослой» ярмарке современного искусства увидишь, чтобы прямо на полу между стендами сидели и рисовали дети (их работы также вывешивали на отдельный стенд). Чтобы художники представляли сами себя – в ярмарке участвует объединенная студия с непроизносимым венгерским названием в четыре слова, молодые художники сами продают свои работы и с удовольствием о них рассказывают. Чтобы специальный стенд был отведен для работ стоимостью до 175 евро (50 тыс. венгерских форинтов) – своеобразный старт для начинающих (кстати, пользовался большой популярностью). И при этом были традиционные для подобных мероприятий круглые столы, лекции, показы фильмов. Так что, несмотря на скепсис многих и на массу сложностей, организаторы верят в то, что в будущем ярмарка имеет все шансы стать главным арт-событием по крайней мере в Восточной Европе. И Восточной Европе, похоже, такая площадка просто необходима.