Жесткая посадка

4 декабря 2010, 20:18
РИА Новости
Самолет Ту-154 авиакомпании «Дагестанские авиалинии» в субботу совершил аварийную посадку в «Домодедово» через полчаса после вылета из «Внуково» из-за отказа всех трех двигателей.

Очередное авиационное ЧП с участием самолета Ту-154 произошло сегодня днем в Москве. У пассажирского лайнера авиакомпании «Дагестанские авиалинии», направлявшегося из столичного аэропорта Внуково в Махачкалу, вскоре после взлета отказали все три двигателя. В результате аварийной посадки в аэропорту Домодедово два пассажира самолета погибли, 83 получили ранения. Десять пострадавших находятся в крайне тяжелом состоянии. Всего на борту воздушного судна было 163 пассажира (в том числе семеро детей), пять членов летного экипажа и четыре бортпроводника.

Первая помощь получившим ранения пассажирам и членам экипажа была оказана прямо в аэропорту, многим потребовалась поддержка психологов. В данный момент заканчивается распределение пострадавших по медучреждениям. По последним сведениям, 47 человек госпитализированы в Центральную районную больницу Домодедово, семеро — в ЦРБ Видного, трое — в клиническую больницу №83 ФМБА России, один — в ЦИТО имени Приорова, 25 человек — в медучреждения департамента здравоохранения Москвы.

Рейс №372 вылетел из Внуково в 14.07 мск. Через 13 минут после взлета, когда самолет находился на высоте 9100 м, командир экипажа сообщил диспетчерам об отказе трех двигателей. В то же время, как сообщили позже в Росавиации, помимо отказа двигателей в самолете произошел отказ генераторов и навигационного оборудования. После консультаций с наземными службами было принято решение об экстренной посадке.

Во время захода на посадку авиадиспетчеры постоянно информировали экипаж о местоположении самолета относительно курса. Из-за сложных метеоусловий и отказа навигационного оборудования экипажу самолета не удалось выйти точно в створ взлетно-посадочной полосы аэропорта Домодедово. В итоге в 14.30 мск воздушное судно приземлилось немного правее ВПП, пересекло ее, выкатилось на левую боковую полосу безопасности и продолжило по ней движение. Посадка получилась жесткой, из-за чего у лайнера подломилось переднее шасси и произошел раскол фюзеляжа за кабиной пилота. В конце полосы самолет столкнулся с небольшим земляным холмом (по другим данным, с наземными постройками), в результате чего его фюзеляж распался на три части.

По свидетельству одного из пассажиров экстренно приземлившегося Ту-154, аварийный трап на борту отсутствовал, поэтому людям пришлось выбираться из самолета по крылу. При этом во время посадки паники в самолете не было. По словам другого пассажира, наибольшие травмы люди получили от соприкосновения с разрушенными частями самолета. В целом пассажиры высоко оценили действия пилотов: «Экипаж — молодцы, они сделали максимум, что могли, большое спасибо им. Если бы мы въехали в забор, который находился рядом, то мы бы взорвались».

По факту аварии следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»). Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка взял расследование авиапроисшествия под особый контроль. По его указанию для координации деятельности правоохранительных органов на место происшествия выехал его заместитель Виктор Гринь. В рамках Межгосударственного авиационного комитета создана специальная комиссия, которая займется расследованием обстоятельств инцидента. В ближайшее время в Домодедово состоится совещание под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина.

Как сообщил журналистам представитель «Дагестанских авиалиний» Эслендер Агамедов, основной версией произошедшего является отказ двигателей. Версия теракта не рассматривается, отметил он. Более точные сведения станут известны после расшифровки бортовых самописцев, над извлечением которых в настоящий момент работают специалисты.

Вместе с тем, по данным источника в транспортных структурах Северокавказского федерального округа, причиной поочередного отказа двигателей самолета могло стать засорение фильтров из-за проблем с качеством топлива. По имеющейся информации, цистерна, из которой осуществлялась заправка авиалайнера, опечатана и будет подвергнута тщательной экспертизе. По данным предварительного экспресс-теста, топливо соответствовало ГОСТу, сообщили в пресс-службе аэропорта Внуково.

Принадлежащий «Дагестанским авиалиниям» самолет Ту-154 был произведен в 1992 году. В 2009 году он прошел капитальный ремонт и, по словам представителей авиакомпании, находился в идеальном состоянии. Командиром экипажа потерпевшего крушение самолета был Закаржи Закаржаев, налет которого составляет 17 тыс. часов. Примечательно, что три недели назад именно на этом самолете (борт 85 744) из Москвы в Воронеж летела на товарищеский матч со сборной России футбольная сборная Бельгии.

В настоящее время в Москву из Махачкалы направлен резервный самолет Ту-154. Он доставит в столицу комиссию, состоящую из представителей авиаперевозчика. Завтра утром на этом же самолете в столицу Дагестана будут доставлены пассажиры аварийно севшего лайнера.

Напомним, что в ноябре прошлого года Ту-154 «Дагестанских авиалиний», летевший по маршруту Махачкала—Шарджу (ОАЭ), из-за отказа двигателей был вынужден вернуться в аэропорт. При экстренной посадке никто не пострадал. Кроме того, в сентябре этого года лайнер Ту-154 авиакомпании «Алроса», направлявшийся из якутского города Удачный в Москву, был вынужден приземлиться на заброшенном аэродроме города Ижмы из-за отказа системы электропитания. Тогда также никто не пострадал.