Магрибинцы недовольны

Евгения Новикова
11 января 2011, 16:53

В ходе акций протеста в Тунисе и Алжире погибли 16 человек. Пострадавшими считаются около 800. Народ бунтует против низкого уровня жизни и безработицы. Власти восстанавливают порядок. Протест очень выгоден исламистам, так как доказывает несостоятельность светских форматов власти в обоих государствах. Вместе с тем падения нынешних режимов и замены их радикальными ожидать рано.

Фото: AP
В ходе акций протеста в Тунисе и Алжире погибли 16 человек, пострадавшими считаются более тысячи

Новый «хлебный бунт»

В Тунисе акции протеста начались еще в декабре 2010 года: накануне новогодних праздников в стране резко — до 50% — выросли цены на хлеб, оливковое масло и сахар. Все началось 17 декабря и усилилось 19-го, когда в городе Мензель-Бузаян молодой выпускник университета, безработный, попытался покончить с собой, выражая протест против условий жизни. Он поджег себя, когда полиция конфисковала у него фрукты и овощи из-за того, что тот торговал ими без разрешения.

Акции охватили ряд городов: Мензель-Бузаян, Тала, Кассерин, Сайда, Селиана, Мекнасси и Ргеб, а также и столицу — город Тунис. Демонстранты закидывали камнями и бутылками с зажигательной смесью полицию и нападали на государственные и частные учреждения, а также на офисы партии президента. Стражи порядка в ответ применяли слезоточивый газ и открывали огонь. По данным оппозиционных правительству сил, в минувшие выходные погибли 20 человек, тогда как официальные источники сообщают, что погибших — 14. Правительство привело армию в повышенную боевую готовность.

Отметим, тунисцы бастуют нечасто, хотя уровень жизни в этой североафриканской стране низок. Новейшая история помнит лишь два — мощное народное восстание 1984 года, «хлебный бунт» из-за резкого роста цен на еду, вызванного отменой государственных субсидий на этот вид продукции, и протесты весной 2000 года, вызванные обещаниями властей поднять цены на хлеб. Акции в обоих случаях были жестоко подавлены, их участники подвергнуты репрессиям. Эти акции протеста проходили при разных правителях, но жизнь народа не менялась. Так, в 1987 году пожизненный в то время президент Хабиб Бургиба назначил премьером генерала Зин аль-Абидина Бен Али, который, в свою очередь, отстранил от власти главу государства, объявив его «нетрудоспособным», и сам занял президентский пост. Бен Али проводил и по сей день проводит политику «дозируемой демократии», арабизируя управление страной и хозяйством в целом. Теперь 99% голосов на выборах получает он, хотя в 1999 году впервые было разрешено выдвинуть альтернативных кандидатов. В стране большое число политзаключенных, в конце 1990-х запрещались иностранные газеты, критикующие политику властей. Власти же преследовали оппозицию, в 1999 году все без исключения руководство Тунисской рабочей компартии было приговорено к многолетнему тюремному заключению.

На сей раз бессменный президент Бен Али также принимает меры по стабилизации ситуации. Вчера он обратился к населению страны, заявив, что принявшие участие в бунте — террористы. Он сказал, что насильственные протесты неприемлемы, поскольку отпугивают иностранных инвесторов и туристов.

Отметим, участники массовых акций — в основном молодые люди. Спецслужбы ведут работу по «выявлению лиц, несущих ответственность за провоцирование учащихся». Сегодня было решено закрыть на неопределенное время все школы и вузы. Об этом сообщило министерство образования страны: «В связи со вспышками насилия в университетах и лицеях мы приняли решение приостановить занятия во всех учебных заведениях, начиная со вторника и до особого распоряжения».

Позитивный результат акции протеста также есть: президент уже заверил, что правительство примет меры для снижения числа безработных. По крайней мере, Зин аль-Абидина Бен Али пообещал «создать в стране до конца 2012 года 300 тыс. дополнительных рабочих мест».

Алжир протестует

В первую неделю нового года по ряду городов Алжира прокатилась волна акций протеста, связанных с  ростом цен на продукты и промышленные товары, низким уровнем соцзащиты, нехваткой жилья и безработицы. В столице — городе Алжир, а также в Оране, Типазе, Аннабе, Тизи-Узу молодежь перекрывала улицы, поджигала автомобильные покрышки, забрасывала камнями сотрудников правоохранительных служб. Власти и исламские лидеры призывали к спокойному диалогу. Но это не помогло: социальный взрыв был достаточно силен, ведь за чертой бедности в этой стране живет каждый четвертый, каждый пятый молодой человек не может найти работу. Уровень жизни низок, несмотря на то что Алжир — один из крупнейших экспортеров нефти и газа в Африке.

В ходе нынешних столкновений с полицией двое погибли и около 800 получили ранения. Таковы официальные данные МВД страны. Среди раненых — 763 силовика. Глава МВД отметил, что силам правопорядка было дано указание сдерживать манифестантов без чрезмерного применения силы. Поэтому полицией задержаны наиболее агрессивные участники беспорядков. Однако число их не названо. Вместе с тем неофициальные источники полагают, что арестованных около 1000. Для разгона возмущенной публики использовали лишь водометы и слезоточивый газ.

Власти, чтобы снизить накал страстей, пообещали сократить налог на продажу некоторых основных продуктов питания, а также пошлины на их импорт. Правительство решило сократить цены на сахар и масло на 41%. Почти на 50% снижены налоги с импортеров, производителей и дистрибуторов товаров первой необходимости. Это, по мнению властей, непременно значительно снизит стоимость продовольственной корзины. В заявлении кабинета сказано: «Ничто не может поставить под сомнение решительную волю государства вмешаться в случае необходимости и сохранить покупательную способность граждан при любом увеличении цен».

 

Потенциальные опасности

Как видно, реакция тунисских властей на народный гнев стала более острой, чем алжирских. И уступки манифестантам в Тунисе более скромные, чем в Алжире. Причина ясна: экономика Алжира в большой мере опирается на экспорт углеводородов, тогда как в Тунисе природных ресурсов немного, хотя страна, конечно, продает фосфориты, оливковое масло, вина, немного нефти и текстиль. Львиную долю доходов Тунис получает за счет туризма. И всякого рода акции недовольных властями трудящихся способны нанести серьезный ущерб этой отрасли экономики, отпугнув туристов. В условиях мирового кризиса турпоток в эту страну, как и в любые другие, уменьшился, и доход, полученный бюджетом, снизился. Поэтому Тунис располагает значительно меньшими средствами для удовлетворения требований бастующих и реагирует на мятежи более жестко.

Как полагает ряд аналитиков, народное возмущение в обеих странах может привести к смене правящих светских режимов, альтернатива которым — радикальный ислам.

В то же время, по мнению Георгия Энгельгардта, эксперта по политическому исламу, опасность радикализации преувеличена: экономические проблемы могут стать дополнительным лозунгом этих движений «как доказательство порочности светского режима». Но ситуация в Тунисе, где режим более светский, менее устойчива, чем в Алжире. «Смена правительств, на мой взгляд, станет возможной, если власти допустят какие-либо ошибки, начав, предположим, расстреливать демонстрантов направо и налево, но не сможет их успокоить. Тогда правительство может не усидеть. А если власть сможет балансировать, то акции приведут лишь к подрыву престижа светской модели и росту популярности радикализма», — пояснил Энгельгардт «Эксперту Online».