Как отметил Николай Токарев, «Роснефть» заинтересована в получении терминала в Козьмино в качестве площадки для приморского НПЗ в Находке. Таким образом, «Транснефть» может передать терминал в обмен на трубопровод с небольшой доплатой, уточнил он. По его словам компании рассматривают несколько вариантов передачи трубопровода во владение «Транснефти»: выкуп, прямой платеж, взаимозачет, обмен.
По данным «Транснефти», добыча на Ванкорском месторождении «Роснефти» в 2011 году составит 14 млн тонн, в 2012 — 18 млн тонн, в 2014 — 20–21 млн тонн, к 2017 она будет доведена до 25 млн тонн. Нефтепровод «Ванкор—Пурпе» идет от Ванкорского нефтегазового месторождения, расположенного в Туруханском районе Красноярского края, и соединяется с системой компании «Транснефть». Его протяженность 556 км.
Спецморнефтепорт «Козьмино» является конечной точкой строящейся нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Танкеры принимают два нефтепирса длиной 430 м и два причала длиной 161 и 170 м. Пока нефть в порт доставляют по железной дороге, а затем по морю в страны АТР. Объемы поставок — до 15 млн тонн углеводородов в год. На втором этапе в порту будет построен еще один отгрузочный терминал, где смогут швартоваться трансокеанские танкеры водоизмещением 300 тыс. тонн, а перекачка нефти достигнет 50 млн тонн в год.
По мнению аналитика ИК «Финам» Александра Еремина, с точки зрения «профильности» активов обмен выглядит очень целесообразным. «Обе компании имеют значительную долговую нагрузку. С учетом данного обстоятельства обмен активами выглядит наиболее оптимальным вариантом, — говорит он. — Думаю, у двух госкомпаний не возникнет претензий друг к другу, так как окончательное решение будет принято на более высоком уровне».
В то же время ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский отмечает, что терминал «Козьмино» не совсем профильный актив для «Транснефти». В то же время «Роснефти» порт интересен как конечная точка маршрута ВСТО, откуда компания уже сможет самостоятельно управлять экспортными маршрутами, тем самым оперативно реагируя на конъюнктуру масштабного рынка АТР, напоминает он.
«При этом «Транснефть» уже давно пытается выкупить профильный для себя актив у «Роснефти» — трубопровод «Ванкор—Пурпе». Однако до сих пор компании не могут сойтись в цене этого актива, — говорит Воскресенский. — «Транснефть» считает оценку трубопровода на уровне 70 млрд рублей завышенной. Привлекательность для «Роснефти» терминала «Козьмино», стоимость которого оценивается в 40 млрд рублей, возможно, позволит снизить запросы «Роснефти». К тому же «Транснефти» не придется искать свободные средства для оплаты трубопровода». По мнению аналитика, очевидно, что «Транснефть» готова доплатить за этот обмен, однако переговоры относительно суммы доплаты, скорее всего, продолжатся. «Если стороны договорятся о цене, с решением юридических вопросов обмена проблем возникнуть не должно», — указывает он.
Аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова считает, что обмен — это компромисс для «Транснефти», которая сейчас испытывает особую потребность в кэше в связи с реализацией проекта ВСТО. «Стоимость трубы «Ванкор—Пурпе», исходя из средней удельной себестоимости строительства нефтепроводов, оценивается в 2,8 млрд долларов, однако строительство данного участка, как известно, обошлось «Роснефти» примерно в 1,4 раза дороже — на эти деньги, возможно, и рассчитывает «Роснефть», — говорит она. — Однако «Транснефть» в лучшем случае еще полгода назад готова была заплатить лишь миллиард. Затраты на строительство терминала «Козьмино», понесенные «Транснефтью», оцениваются приблизительно в 1,5 млрд долларов. Таким образом, для обеих сторон сделка была бы удовлетворительной, если бы «Роснефть» за свой нефтепровод получила терминал стоимостью в 1,5 млрд долларов плюс 1 млрд долларов доплаты».