«Ижмаш» известен прежде всего своим оружием: легендарным автоматом Калашникова, автоматом Никонова (АН-94), снайперской винтовкой Драгунова (СВД), пистолетом-пулеметом «Бизон-2», спортивными и охотничьими винтовками, артиллерийскими управляемыми комплексами «Китолов» и «Краснополь». Используя свой опыт в создании стрелкового оружия, ижевчане два года назад решили занять новую для себя экономическую нишу — производства сверхвысокопрочных пружин для железнодорожного транспорта, энергетики, производства автомобилей и сельскохозяйственной техники, лифтовых систем.
Базой для нового производства стало одно из предприятий группы НПЦ «Пружина», где в конце прошлого года и была выпушена первая мелкая серия нанопружин. От обычных пружин они отличаются увеличенным в несколько раз сроком службы, повышенным уровнем допустимых напряжений — не менее чем в два раза, исключением осадки и соударения витков, а также повышенной работоспособностью в условиях низких температур — то есть то, что и нужно для российских климатических условий.
Достигается это, говоря техническим языком, «операцией горячей навивки пружины при оптимальном сочетании температуры нагрева, степени деформации при навивке, схемы и режима охлаждения-закалки последовательно каждого витка навиваемой пружины». Общий объем финансирования проекта при выходе его на финальную стадию составит 1,11 млрд рублей. 830 млн руб. дает «Роснано», остальные примерно в равных пропорциях финансируют «Ижмаш» и банк «Уралсиб».
В мае нынешнего года, по словам заместителя коммерческого директора НПЦ «Пружина» Ильи Гольдина, его предприятие выйдет на серийное производство нанопружин. А вообще этот проект рассчитан на массовое производство, то есть изготовление таких пружин, сотнями тысяч в год. По оценке управляющего директора «Роснано» Константина Деметриу, только на железнодорожном транспорте применение новых пружин позволит значительно сократить затраты на ремонт и эксплуатацию подвижного состава и повысить объемы грузоперевозок за счет увеличения нагрузки на вагонную ось. Экономический эффект от полного перевода российского вагонного парка (1 млн вагонов) на новые пружины может составить примерно 4 млрд рублей. Поэтому участники этого проекта рассчитывают к 2013 году занять 10% рынка железнодорожных пружин СНГ, 7% рынка автомобильных пружин на постсоветском пространстве и 2% европейского рынка железнодорожных пружин. Пока все идет по плану. Мелкосерийное производство нанопружин в Ижевске, по словам Ильи Гольдина, загружено заказами на несколько месяцев вперед.