Цены на нефть в середине января выросли до максимума после начала кризиса в августе 2008 года. Баррель марки Brent стоит сегодня 98 долларов, почти на 20% больше, чем заложено в федеральном бюджете.
И это, по мнению экономистов, не предел. Со дня на день может быть преодолена отметка в 100 долларов за баррель.
Рост цен начался еще в четвертом квартале прошлого года. Большую часть 2010 года котировки колебались в коридоре 70–80 долларов, однако в конце декабря баррель преодолел порог в 90 долларов. За прошедшую неделю прирост составил 4%.
Основным фундаментальным фактором, толкающим котировки вверх, являются действия Федеральной резервной системы США. ФРС начала активно закачивать в экономику деньги, рассчитывая таким образом реабилитировать ее после кризиса. Это привело к росту спроса на сырье — металлы и особенно нефть, что, в свою очередь, привело к росту цен.
«Второй фактор связан с увеличивающимся дефицитом сырьевых ресурсов в мире. Согласно оценкам компаний ТЭК, ресурсы "дешевого" с точки зрения добычи нефти и газа на данный момент фактически исчерпаны», — отмечает главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин.
На фоне объективных причин масла в огонь подлили и спекулянты.
«Оправдание текущей цены на нефть фундаментальным фактором спроса и предложения не подкрепляется, — говорит заместитель руководителя аналитического отдела "Алор-инвест" Дмитрий Лютягин. — Нефть не является просто сырьем, необходимым для запитывания экономик, она все больше становится спекулятивной, высоколиквидной "фишкой"».
По прогнозам аналитика «Инвесткафе» Григория Бирга, уже в течение месяца цена на нефть может перевалить за 100 долларов за баррель. А в течение полугода цена может превысить и 130 долларов за баррель, но затем начнет корректироваться. Корректировке будут способствовать финансовые органы развитых стран, которые, очевидно, не заинтересованы в том, чтобы средства, израсходованные на восстановление экономики, поддержали бы очередной «пузырь» в сегменте сырьевых фьючерсов, а не реальный сектор.
Рост нефтяных цен существенно повлияет как на российский бюджет, так и на реальный сектор экономики России.
Напомним, что проект бюджета на 2011 год подготовлен исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере 75 долларов за баррель. «Учитывая, что каждый сверхплановый 1 доллар за баррель нефти принесет бюджету дополнительные 65–70 млрд рублей, можно рассчитывать на близкое к бездефицитному исполнение бюджета РФ в 2011 году даже с учетом возможного ускорения инфляции до 10%», — делится своими подсчетами Осин. Он не исключает того, что бюджетные параметры как по доходам, так и по расходам могут быть скорректированы. И, конечно же, вновь будет увеличиваться Резервный фонд, истощившийся во время кризиса.
В то же время, по мнению аналитика «Инвесткафе» Антона Сафонова, бездефицитного бюджета может и не получиться из-за огромных расходов в преддверии таких крупных инфраструктурных проектов, как саммит АТЭС в 2012 году, Универсиада в 2013-м, Олимпиада в 2014-м и чемпионат мира по футболу в 2018 году. «Безусловно, все эти мероприятия обходятся достаточно дорого. Совокупные затраты на саммит АТЭС, Универсиаду и Олимпиаду можно оценить примерно в 700 млрд рублей, или около 2% ВВП. На организацию чемпионата мира может быть потрачено еще около 200 млрд рублей. Таким образом, общие затраты составят около 900 млрд рублей, а это примерно половина дефицита бюджета, планируемого на 2011 год. Более того, при приближении сроков сдачи этих проектов сумма может быть увеличена», — объясняет эксперт.
В реальном секторе российской экономики рост нефтяных цен может обернуться двумя последствиями: ростом доходов сырьевых компаний, стоимость продукции которых будет расти в цене, и ослаблением конкурентоспособности промышленности, работающей на внутренний рынок, вследствие укрепления рубля, которым до сих пор сопровождалось удорожание нефти. Американская валюта теряет свои позиции на российском рынке шестую неделю подряд. В пятницу доллар подешевел до 29,94 рубля — это минимальная отметка с 14 октября прошлого года. Сегодня, правда, американская валюта вновь преодолела 30-рублевый рубеж.
«Укрепление национальной валюты — удар по импортозамещению. Для отечественных производителей, борющихся за долю рынка с иностранными конкурентами, рост курса рубля — крайне отрицательное явление. В нашем сегменте при текущей стоимости доллара на мировых рынках любое повышение курса рубля от значения 30 рублей за доллар в настоящее время открывает широкий доступ на наш рынок азиатской продукции, чем ставит преграды на начавшемся процессе возрождения отечественного овощеводства», — сообщил «Эксперту Online» совладелец холдинга «Помидорпром» (производитель консервной продукции) Максим Протасов.
Согласно прогнозу аналитиков Goldman Sachs, до конца года курс доллара может опуститься до 28,6 рубля.
В то же время ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников призывает не паниковать. На динамику промпроизводства оказывают влияние много факторов, в том числе и динамика инвестиций, и ставки по кредитам. «Быстрое восстановление инвестиций мы наблюдаем с августа прошлого года, ставки по кредитам для промышленности снижаются», — говорит эксперт.
Инвестиции подтолкнут рост импорта промышленного оборудования, а рост импорта, в свою очередь, не даст рублю быстро и сильно укрепиться, объясняет Сальников.
Но такой сценарий может и не реализоваться в случае, если динамика цен на нефть будет похожа на раздувание мыльного пузыря. В этом случае инвесторы испугаются перегрева и не увеличат, а, напротив, сократят вложения в российскую экономику.
Негатив может также прийти со стороны денежных властей, которые будут всячески поддерживать укрепление рубля в угоду борьбы с инфляцией.
«Основной мандат Центробанка — поддерживать инфляцию на обоснованном уровне. Делать это через рост процентных ставок сложно. Подорожают кредиты, и это будет дополнительно сдерживать экономическое развитие и кредитную активность. А у этих сфер и без того много проблем. Остается поступиться интересами внутренних производителей, особенно если те составляют незначительную долю даже на внутреннем рынке. Как ни странно, в этом есть смысл. Ведь экспортируем мы сырье (до 80%), цены на которое за рубежом не зависят от стоимости рубля», — рассуждает аналитик FxPro Александр Купцикевич.