С понедельника Россия ввела запрет на импорт свинины и живых свиней из Германии из-за «диоксинового скандала», — сообщил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.
Напомним, что «диоксиновый скандал» разгорелся в Германии в начале января, когда выяснилось, что в комбикорм для свиней и птицы попал диоксин, который вызывает ряд серьезных заболеваний, среди которых образование злокачественных опухолей, психические расстройства и снижение иммунитета. Производитель кормов Harles & Jentzsch в ноябре и декабре отгрузил более 2700 тонн корма для птицы и свиней, концентрация диоксина в котором была превышена в десятки раз.
Вначале диоксин был обнаружен в курином мясе, после чего тысячи птицеферм были закрыты, в конце января стали выявляться случаи попадания вредного вещества в мясо свинины. Правда, как утверждает представитель одного из немецких мясоперерабатывающих предприятий, зараженная свинина была обнаружена исключительно на свинофермах Нижней Саксонии и нигде более.
На 21 января закрытыми оставались около 600 предприятий из 4700 пострадавших (данные немецкого минсельхоза). По оценкам Союза фермеров Германии, фермеры потеряли более 100 млн евро.
Данкверт пообещал, что ограничения на ввоз свинины из Германии в Россию будут отменены после предоставления гарантий безопасности. Но, похоже, это случится нескоро. По словам чиновника, претензии носят более глобальный характер и одним диоксином не ограничиваются.
Так, летом 2010 года специалисты Россельхознадзора проводили инспекции немецких животноводческих предприятий и выяснили, что в программе производственного контроля на ряде немецких предприятий не предусмотрены исследования на присутствие в кормах и продукции солей тяжелых металлов, гормонов, пестицидов, диоксинов. Из антибиотиков проверялась только тетрациклиновая группа.
«В сентябре 2010 года у российских ветеринаров были конкретные претензии, что немецкие контролирующие службы не проверяют мясную продукцию на диоксин. Поэтому, когда речь идет о том, что это что-то неожиданное произошло, — для нас это было ожидаемо. Мы обращали на это внимание», — отметил Данкверт.
Помимо этого, российские инспекторы отмечали недостаточный контроль на немецких предприятиях за обращением с биоматериалами.
Допускались и нарушения температурных режимов хранения продукции в холодильных камерах, не производился микробиологический контроль для своевременного выявления зараженности плесневыми грибами.
В то же время в протокольной записи встречи Россельхознадзора, фирмы «Тённис Фляйш» и Немецкой ассоциации мясопроизводителей (документ имеется в распоряжении «Эксперта Online») говорится, что немецкие предприятия все же будут иметь возможность экспортировать свинину в Россию, если каждая экспортная партия (фура) пройдет пробу на диоксин и результаты окажутся отрицательными. Правда, встреча была проведена в субботу, а сейчас, по словам представителя одного из немецких предприятий, четкой ясности в этом вопросе нет. Но директор по экспорту одного из крупнейших мясоперерабывающих предприятий Германии «Вестфляйш» Эгберт Клоккерс подтвердил «Эксперту Online», что «свинина без диоксина будет поставляться в Россию».
По словам немецких экспертов, российскую сторону раздражает медлительность Германии. «Германия очень дотошно проверяет свои предприятия и не может так быстро, как этого хочет российская сторона, предоставить все требуемые документы, заключения и результаты исследований», — отмечают они. В то же время немцы заявляют: ни одна зараженная свинья российскую границу не пересекла. Клоккерс подтвердил «Эксперту Online», что в его продукции диоксина обнаружено не было.
Действия российской стороны в целом понятны: диоксин — хороший повод очистить рынок от импорта. Снижение конкуренции с импортом позволит большему количеству свиноводов иметь хорошие перспективы развития в этом году, отмечают в Мясном союзе.
В то же время негативные последствия могут ощутить на себе мясопереработчики и потребители. Импорт свинины из Германии в этом году оценивается в 130–140 тыс. тонн мяса. Это почти половина всего европейского импорта и порядка 15–20% импорта в целом. В масштабах всего рынка цифры незначительные: в 2010 году в России было произведено 7,2 млн тонн свинины. Однако, как пояснил «Эксперту Online» представитель одного из немецких производителей свинины, практически ни один производитель колбасы не обходится без зарубежных свиных субпродуктов — например, хребтового и обрезного шпига, аналогов которому по качеству в России в промышленном количестве нет. И из 256 тыс. тонн импортного шпига, который используется в производстве колбас и сосисок, за 11 месяцев в 2010 году на Германию приходилось 115 тыс. тонн (45%).
«При этом немецкая продукция самая дешевая из-за экономии на красивых упаковках и прочих аксессуарах. Не уступая по качеству, немецкий шпиг стоит на 30–40% дешевле датского, например. Из-за удобной логистики мясопереработчики предпочитают использовать и другое немецкое мясное сырье в своем производстве», — говорит представитель Германии.
Запрет на импорт может увеличить стоимость российской колбасы, что ударит по кошелькам россиян и финансам самих компаний-производителей — стоимость увеличится, а спрос может сократиться.
В целом по свинине эксперты предсказывали на этот год инфляцию до 10%.
Представитель немецкого мясного предприятия отмечает, что немецкий импорт отчасти сдерживал рост цен не только в мясопереработке, но и в целом на рынке мяса, поскольку был дешевле российской продукции почти в два раза.