Очки для современного политика

Москва, 15.02.2011

Фото: AP

Берлинский фестиваль в последние годы, казалось, повернулся от актуального кинематографа в сторону современного искусства. Но, как выяснилось, одно другому не мешает. Накануне цвет германской политики во главе с Ангелой Меркель, надев очки 3D, восхищался вместе с публикой фильмом Вима Вендерса «Пина».

Немецкий живой классик сделал трехмерное кино про театр выдающегося хореографа Пины Бауш. Формат, который до сих пор эксплуатировался создателями боевиков и фантастических лент, словно обрел новое дыхание в случае с магией танца. 3D-формат настолько полно и эмоционально передает органику движений человеческого тела, что просто удивительно, как до Вендерса никто не догадался использовать это раньше. Следуя идеям и традициям ныне покойной Пины, ее труппа из города Вупперталя легко и непринужденно выходит танцевать за пределы сцены.

 Фото для фильма Сoriolanus Кадр из фильма «Пина»
Кадр из фильма «Пина»

Для выразительных хореографических композиций танцовщики используют любое городское пространство – улицы, лестницы, парки, заводские цеха, спортивные сооружения и, конечно, общественный транспорт, визитную карточку Вупперталя – подвесной трамвай. Берлинское жюри наверняка щедро наградило бы Вендерса за то, что Вим заставил всех по-новому взглянуть на его величество танец, но фильм «Пина» был показан вне конкурса.

Однако вернемся к политике. Берлинский фестиваль всегда, особенно во времена существования стены, отличался злободневностью сюжетов.

Нынешний кинофорум проходит под знаком солидарности с иранским режиссером Джафаром Панахи, сидящим в тюрьме у себя на родине за выступления против режима. Ажиотаж, особенно среди русскоязычных журналистов, вызвала берлинская премьера документальной ленты Сирила Туши «Ходорковский». На фестиваль довольно часто отбираются картины про осужденных, оскорбленных, иммигрантов, беженцев, борцов за свои права.

К сожалению, точка зрения властей предержащих находит понимание куда реже. Исключением, подтверждающим правило, стала победа несколько лет назад фильма «Элитный отряд» про бразильскую полицию, практикующую жесткие зачистки фавел. На этот фестиваль бразильцы, кстати, привезли продолжение, «Элитный отряд-2». Правда, жестокость вооруженных разборок в бедных кварталах Рио-де-Жанейро померкла перед изображением зверств, творившихся в окружении Саддама Хусейна по версии фильма «Двойник дьявола» от режиссера Ли Тамахори. В фильме рассказана реальная история иракца Латифа, которого наняли в дублеры к сыну Хусейна Удэю (обоих блистательно играет прозябавший доселе на вторых ролях британский актер Доминик Купер). Воспитанного на понятиях чести и совести молодого человека буквально выворачивало от невыносимой жестокости и бесчеловечности работодателя, особенно по отношению к бедным девушкам. Двойник терпел, терпел, а потом все-таки взорвался: устроил на младшего Хусейна покушение и сбежал за границу. Где и жил все это время, пока не довелось представить свою экранизированную жизнь на Берлинском фестивале лично.

Но дальше всех в политическом кино продвинулся участник конкурсной программы, известный британский актер Рейф Файнс. Герой «Английского пациента» и оскаровский номинант за «Список Шиндлера», Файнс решил дебютировать в режиссуре. Его первым проектом стал шекспировский «Кориолан», трагедия о древнеримском полководце, который собрался было пойти в политику, но не нашел общего языка с собственным народом.

 Фото для фильма Сoriolanus Кадр из фильма  «Сoriolanus»
Кадр из фильма «Сoriolanus»

Признак это гениальности драматурга или интерпретатора, но картина, что называется, попала в струю. «Кориолан» начинается, словно новостной сюжет из Египта или Туниса: толпы обнищавшего населения требуют у властей хлеба, депутаты – то есть народные трибуны – лихорадочно ищут, кто бы твердой рукой прекратил эти беспорядки, но так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы – то есть чтоб народ не обиделся. Видной политической фигурой мог бы стать военный герой Гай Марций Кориолан, как раз недавно в очередной раз проявивший храбрость на поле боя и разбивший войско боевиков-сепаратистов (тут они именуются вольски). Кориолановы заслуги легко позволят ему избраться консулом. Но вот беда: человека войны никак невозможно заставить заискивать перед избирателями, чтобы набрать очки. Полководец говорит, что думает, сладкой жизни гражданам не обещает и вообще возмущен самой идеей насчет того, что он, герой, аристократ, будет кланяться черни.

Рейф Файнс сохранил в фильме шекспировский текст, но переодел персонажей в современную униформу. Армия Кориолана напоминает воинский контингент где-нибудь в Афганистане или Ираке, даром что на фильме работал оператор оскароносной драмы про американского сапера-контрактника «Повелитель бури». Любопытно наблюдать за перевоплощением тонкого, нервного, романтичного актера в брутального спецназовца, каким предстает на экране Файнс. Об убедительности образа говорит хотя бы тот факт, что любимого врага, лидера вольсков Авфидия, сыграл Джерард Батлер, в чьей боевой мощи можно было убедиться в тестостероновой ленте «300 спартанцев». Так вот, Файнс с Батлером дерутся практически на равных. А когда парламент все-таки изгоняет неуступчивого претендента на консулат, осерчавший на родной Рим Кориолан ищет поддержки именно у Авфидия.

 Фото для фильма Сoriolanus Кадр из фильма  «Сoriolanus»
Кадр из фильма «Сoriolanus»

Впрочем, боевые сцены – дань киноэкшну – удались режиссеру-дебютанту несколько хуже, чем политические дебаты в парламенте или дискуссии несостоявшегося лидера с манифестантами. Там, где звучит шекспировский текст, содержание всегда будет превалировать над формой. Свой условный Рим Рейф Файнс нашел в Белграде. Съемки в Сербии были приемлемы и по цене – создатели «Кориолана» признались, что финансирование проекта пострадало из-за кризиса. Столица бывшей Югославии прекрасно отражает в себе все характерные контрасты современного города. Урбанистический пейзаж, блочные многоквартирные дома, стихийные рынки, индустриальные сооружения, граффити на стенах и рядом – фешенебельные дома, новые офисы, модные клубы и рестораны. В «роли» римского сената выступило здание Сербского парламента. Британцам даже пригодился отель, который в 1999-м был частично разрушен бомбардировками НАТО. Файнс и его команда плотно сотрудничали с сербскими спецподразделениями, получив для съемок танки, БТР и огнестрельное оружие.

 Фото для фильма Сoriolanus Кадр из фильма  «Сoriolanus»
Кадр из фильма «Сoriolanus»

На Берлинской премьере Рейф Файнс долго благодарил своих продюсеров, говоря о том, как непросто в наше время сделать независимый фильм. И поделился творческими планами: адаптировать для экрана «Антония и Клеопатру». Любовной линии в «Кориолане» британцу явно недоставало.

В работающем в рамках фестиваля так называемом «Кампусе талантов Берлинале» даже прошла отдельная дискуссия на тему «Что больше тронет современную аудиторию – кино про любовь или про войну?». У критиков на данный счет, похоже, свое мнение. Так, фильму в стиле милитари – «Кориолану» Файнса – аплодировали. Но на показанной на другой день иранской семейной драме Асгара Фархади «Развод» хлопали гораздо громче. Эксперты считают, что Шекспир Шекспиром, но отношения обыкновенных людей в узнаваемых житейских ситуациях, когда все по-своему несчастны и никто не виноват, – при качественном экранном воплощении дадут уважаемому драматургу фору.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Сбить корону с вируса
      Нынешняя эпидемия коронавируса не первая и вряд ли последняя. Нам не удастся ее избежать, но уменьшить масштаб вполне по силам. Одно из решений — массовая установка систем воздухоочистки
    2. Идентификация «Сети»
      Террористы или невинные жертвы системы? За что семь молодых мужчин получили 86 лет тюрьмы
    3. Проблема Сбербанка решена
    Реклама