Подготовка к взлету

Москва, 15.02.2011
Научно-производственная корпорация «Иркут» (Иркутская область) заключила государственный контракт с Минпромторгом на выполнение опытно-конструкторской работы по самолету МС-21. Сумма контракта – 24 млрд рублей. Прототип нового отечественного среднемагистрального самолета «Иркут» должен представить государству к 1 декабря 2012 года.

Фото: ИТАР-ТАСС

МС-21 придет на смену Ту-154 и семейству Ту-204. К 2016 году самолет должен быть испытан, сертифицирован как по российским, так и по европейским нормам и готов к серийному производству. Причем, судя по планам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую входит «Иркут» и большинство других авиазаводов страны, отечественных конкурентов у него не будет. В прошлом году на «Авиастаре-СП» (Ульяновская область) ОАК запустила в серийное производство новейшую модификацию Ту-204 – Ту-204 СМ, но при этом в корпорации постоянно оговариваются, что эта модель является неким «переходным этапом» от семейства «тушек» к МС-21. Другая гражданская новинка ОАК – Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), которая с трехлетним опозданием начнет в этом году поступать заказчикам, находится в другом классе воздушных судов. МС-21 рассчитывается на вместимость от 150 до 212 пассажиров, SSJ 100 вмещает 78-98 кресел.

Поэтому главный конкурент МС-21 – зарубежные А 320 и Boeing 737. Однако в ОАК и «Иркуте» уверены, что сокращение, по сравнению с существующими аналогами, непосредственных операционных расходов на МС-21 на 12-15% и учет на этих самолетах «перспективных требований по воздействию на окружающую среду» (что является главным препятствием для полетов наших самолетов за рубеж) в сочетании с повышенным уровнем комфорта (по сравнению с существующими узкофюзеляжными самолетами) вызовут благожелательное внимание заказчиков.

В принципе этот довод подтверждается контрактами. По официальной отчетности ОАК, на конец прошлого года портфель заказов на несуществующий пока самолет уже составил 190 единиц (это на 35 машин больше, чем на уже летающий SSJ 100). Неделю назад, находясь в Бангалоре (Индия), президент «Иркута» Олег Демченко, правда, назвал другую цифру – 150 машин, но 50 из них – это твердый контракт с лизинговой компанией из Малайзии на 3,4 млрд долларов с поставкой в 2016-2020 годах, которая в феврале уже должна перечислить аванс за будущие поставки. А еще один твердый контракт, по словам главы «Иркута», планируется подписать на поставку 50 машин в марте этого года с госкорпорацией «Ростехнологии» для «Аэрофлота».

Однако есть три момента, которые могут помешать воплотиться в жизнь этим прекрасным планам. Во-первых, организационные проблемы внутри самой ОАК, в которой недавно сменилось руководство – корпорацию возглавил генеральный директор «Сухого» Михаил Погосян. Во-вторых, пока непонятно, на чем будет летать новый самолет – Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) предлагает поставить на МС-21 свой перспективный отечественный двигатель ПД-14 (см. «Запасной двигатель», «Эксперт Online» от 11.11.2010), но ОАК и «Иркут» настроены на PW1000G канадской компании Pratt & Whitney, которая уже не раз преподносила неприятные сюрпризы отечественным строителям самолетов и вертолетов. В-третьих, пока неясно, уложится ли «Иркут» в заявленную стоимость создания МС-21. Она обозначена в 190 млрд рублей, из которых примерно половину даст государство, а остальное вложат ОАК и «Иркут». И дело даже не в этих деньгах (при необходимости на финальной стадии проекта правительство денег добавит), а в том, сколько будет в 2016 году стоить серийный самолет. Когда разрабатывался Ту-204 СМ, все расчеты показывали, что он будет стоить на 25-30% дешевле западных аналогов. А когда дело дошло до его серийного производства, поставщики комплектующих взвинтили цены на свою продукцию так, что авиакомпании фактически отказались покупать у ОАК и «Авиастара СП» этот самолет по новой стоимости. Та же судьба может ждать и МС-21.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. ФРС идет ва-банк
    Американский регулятор сегодня объявил о фактически безлимитной программе количественного смягчения (QE), при этом покупки будут касаться также и корпоративных облигаций
  2. Польша может оставить «Северный поток-2» без газа
    Немецкий газовый регулятор Bundesnetzagentur решил позволить польской нефтегазовой компании PGNiG участвовать в процедуре решения вопроса об исключении газопровода «Северный поток 2» из Европейской газовой директивы
  3. Нефтяная война: США могут нарушить самое большое табу
    США и Саудовская Аравия могут предпринять совместные меры по стабилизации цен на нефть.
Реклама