Кино без границ

Москва, 16.02.2011
Одним из самых ожидаемых документальных фильмов Берлинале наряду с «Ходорковским» немца Кирилла Туши стал проект английского режиссера Кевина Макдоналда «Жизнь за один день». Официальная премьера этой картины состоялась в конце января на американском фестивале независимого кино «Санденс», а в Берлине лента была показана в престижной, но второй по значению программе «Панорама».

Кадр из фильма «Жизнь за один день».

Режиссер Кевин Макдональд (продюсерами фильма выступили Ридли и Тони Скотт) предложил любому пользователю интернета по всему миру поучаствовать в его глобальном эксперименте: снять один день своей жизни, а именно «24 июля 2010 года». И прислать на YouTube. Единственным обязательным условием для участников киномарафона было согласие выложить ролик в Сеть. Цель – не рекорд Гиннесса, но попытка воспользоваться современными технологиями для создания коллективного «фотоснимка» планеты и одновременно самой масштабной, по-своему – уникальной документации личного опыта для кого-то самых счастливых, для кого-то самых трагических, а для кого-то самых обычных суток.

В результате из почти 80 000 коротких фильмов из 197 стран мира был смонтирован один (всего лишь полуторачасовой) фильм. В интервью журналистам Макдональд сформулировал свою задачу как мифологическое путешествие на недостижимую вершину скалы, которую ему все же удалось покорить. Метод кропотливого структурирования материала основывался на поиске драматургических взаимосвязей, параллелей между сюжетами. Это могли быть как тематические (сопоставление сильнейших привязанностей, интимных фобий), так и хронологические переклички (время сна, завтрака, поездки на работу и т. д.). Герои снимали то, как разбивали утром яйцо для яичницы о край сковородки, свои ноги, идущие по парапету бетонной мостовой и звездным плитам с именами любимых актеров на Голливудском бульваре. Самые простые действия, так называемый «мусор» обыденности, на который зачастую не обращаешь внимания, но который есть – плоть и кровь жизни. Всем откликнувшимся предстояло ответить и на ряд, казалось бы, элементарных вопросов, из ответов на которые складывался портрет человека. Что у вас в кармане? Чего вы боитесь? А что любите?

В первые десять минут просмотра фильм-конструкт, смонтированный в бодром ритме, скорее напоминал клип для музыкального канала МТВ или узнаваемую рекламную кампанию итальянской марки одежды Benetton. Конечно, уже заранее можно было предположить, что в подобной – исследовательской – инициативе форма, скорее всего, подчинит содержание. И все же при упоминании имен продюсеров Скоттов и режиссера Макдональда, обладателя «Оскара» за картину «Один день в сентябре» об убийстве израильских спортсменов арабскими террористами на Мюнхенской олимпиаде 1972 года, рассчитывали на большее. Однако постепенно зритель все-таки вовлекался в магию рассказа, построенного на радикальных или не вполне привычных контрастах. В этом осознанном приеме аттракционная стилистика фильма уступала место узнаванию, идентификации зрителей с героями. Молодыми людьми и стариками, запечатленными в индустриальных ландшафтах мегаполиса, как, например, московский парень-паркурщик, находящийся, словно человек-паук, в постоянном движении. Или как, например, американский фермер, который признался, что любит свою родину и семью, но больше всего – Господа, который все это ему даровал. Обморок отца при родах жены. Отчаянный в своем смирении взгляд умирающего человека. Эта картина – не открыточная этнография, она смонтирована из пронзительных образов уязвимых, обыкновенных людей.

 16.02.2011 Статьи и Новости Кадр из фильма «Жизнь за один день».
Кадр из фильма «Жизнь за один день».

К тому же «Жизнь за один день» – это вызов актуальным социальным, технологическим, художественным стереотипам и табу. Поиск новых, адекватных времени способов работы с реальностью, архивом любительской съемки идет сейчас по всему свету. Россия в этом смысле не исключение. Более десяти лет назад документалист Виталий Манский снял фильм «Частные хроники. Монолог» – реконструкцию универсального советского прошлого, синтезированного на основе частного фотоархива, присланного самыми разными семьями режиссеру по его просьбе на студию. Вымышленная биография одного персонажа (от момента рождения до зрелости) стала исповедью поколения, озвученной закадровым голосом Александра Цекало. Режиссер тогда использовал тот же принцип: монтаж любительских кадров.

На недавно завершившемся Роттердамском кинофестивале два наших бунтаря-документалиста Александр Расторгуев и Павел Костомаров представили своей проект «Я тебя люблю», в чем-то тоже перекликающийся с исследованием Макдональда. После подробнейшего кастинга молодые жители Ростова, те, кто смог проявить себя наиболее естественно и свободно, получили от режиссеров камеру и задание: никогда ее отныне не выключать. Ребята фиксировали мельчайшие, даже самые интимные подробности своих будней. Затем из этого неотрефлексированного материала документалисты выбрали эпизоды и смонтировали фильм. Работа этим методом будет продолжена Расторгуевым и Костомаровым в других российских городах. Сегодня, когда все друг друга снимают, камеры находятся повсюду и усовершенствуются их технологические параметры, – реальность провоцирует документалистов на авантюры, требующие от них новых концептуальных и формальных решений.

«Жизнь за один день» – пока наиболее масштабный по количеству участников и географии съемок вклад в это общемировое соревнование на самую эффектную «большую постановку жизни».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. ОПЕК+ растет в цене
    Дональд Трамп заявил о новых переговорах между РФ и Саудовской Аравии по возможной сделке по сокращению добычи нефти. Но главные участники ОПЕК+ готовы пойти на это только вместе со странами «большой двадцатки». Эксперты видят в перспективе возможность расширения нефтяного картеля
  2. Акции растут на «удаленке»
    На 585% вырос трафик на платформе проведения видеоконференций от компании Zoom Video за последний месяц из-за массового перехода на дистанционную работу. Соответственно, увеличились продажи, а акции компании взлетели на 145% при том, что S&P 500 упал на 20%
  3. Правила перехода: как не выйти за рамки самоизоляции?
    Почему пока почти не штрафуют и когда начнут, можно ли ездить на машине и кому, и что такое семья в новых условиях
Реклама