На экране британский король Георг VI в радиоэфире объявляет о вступлении в войну с Германией. Забитый до отказа зрителями гигантский зал Фридрихштадтпаласта внимает главе чужого государства с пиететом и умилением. А после еще и устраивает бурную продолжительную овацию. Подобное возможно только на Берлинском фестивале, где накануне вечером состоялась гала-премьера фильма "Король говорит".
Конечно, войну с экрана объявлял не настоящий король, а играющий монарха Колин Ферт. И к тому времени, когда дело по сюжету дошло до Второй мировой и хроники с Гитлером, аудитория уже успела проникнуться к Георгу, отцу нынешней королевы Елизаветы II любовью и сочувствием. Ведь "Король говорит" – это фильм о преодолении. О том, на какие сверхусилия над собой способен человек, наделенный обостренным чувством долга перед страной и семьей. Георг Шестой, сын Георга Пятого, до коронации принц Альберт, – с детства сильно заикался, и все его попытки публичных выступлений, положенных по статусу, оборачивались катастрофой. Ни доктора, ни психологи не могли помочь сиятельному бедняге. Только обосновавшийся в лондонском полуподвале австралийский логопед-самоучка, без лицензии и диплома, нашел способ улучшить речь его величества. Так что в решающий момент, когда нации предстояло сплотиться перед угрозой большой и долгой войны, у короля нашлись нужные слова для воодушевления подданных. Тренера по речи играет Джеффри Раш, и ему, судя по восторженной реакции берлинской публики, достались лучшие шутки сценария.

Впрочем, Ферт тоже не остался обделенным. Еще до появления фильма на экранах хитом интернета стал пассаж с градом ругательств из уст Колина-короля. Таков был один из элементов речевой терапии: серьезные взвешенные слова монаршей особе не давались, а эмоциональные всплески, в том числе отчаянная брань, выходила проще. По слухам, для широкого американского проката продюсеры собирались сделать версию без англоязычного мата. Но это бы лишило произведение изрядной доли перца и соли.
Джеффри Раш не приехал на премьеру, а вот блистательный Колин Ферт, как и исполнительница роли супруги Георга Хелена Бонем Картер и режиссер Том Хупер смотрели (в который уже раз?) картину вместе с залом – самым вместительным на Берлинале. А после еще тепло пообщались с публикой и признались в любви к городу. Ленту уже наградили многими кинопризами и номинировали на 12 "Оскаров". Чем ближе раздача статуэток, тем больше прогнозисты высчитывают, сколько из этих 12 фильм получит. Гости Берлинского фестиваля, однако, сумели создать впечатление, что зрительская приязнь, в сочетании с номинациями, победу на "Оскаре" им вполне заменит.
В пятницу Берлинале будет чествовать еще одну звездную команду: создателей шпионского триллера "Неизвестный", с Лиамом Нисоном, со звездой сериала "Безумцы" холодной блондинкой Дженуари Джонс и внушительным ансамблем местных немецкоязычных любимцев во главе с Бруно Ганцем и Дианой Крюгер. Публика будет довольна. Ибо действие "Неизвестного" происходит в Берлине, и снималось кино здесь же. Городская среда предстала в столь выгодных и узнаваемых ракурсах, что фон едва не затмил интригу и сюжет, раскрывать все повороты которого было бы плохой услугой любителям жанра. Но завесу приоткрыть можно. Персонаж Лиама Нисона, доктор Мартин Харрис, вместе с красавицей женой приезжает в Берлин на естественно-научную конференцию. Речь там пойдет о глобальной борьбе с голодом, о выведении новой культуры, способной накормить все человечество в любом климате. Столь ценное открытие в области биологии сделал германский ученый, с которым Нисон-Харрис лично пока не встречался, но активно переписывался. К несчастью, уже приехав в отель – известный фешенебельный "Адлон", где во время Берлинале, кстати, прессе часто устраивают интервью с прибывшими знаменитостями, – доктор обнаруживает, что забыл в аэропорту одно место багажа. Оставив супругу у регистрационной стойки, он прыгает в такси и мчится обратно в аэропорт. Но по дороге попадает в страшную аварию и приходит в себя лишь четыре дня спустя в больнице – без документов и с амнезией. Вспомнив, впрочем, имя – Мартин Харрис и факт приезда в город, пострадавший тут же кидается в отель, но его ждет разочарование. В отеле ученые-биологи уже заседают и празднуют без него, жена в присутствии охраны заявляет, что впервые его видит, и называет мужем совсем другого человека. Поскольку у Нисона документов на имя Мартина Харриса нет, а у того, другого, есть, то ясно, кому верят окружающие. Изгнанный с вечеринки герой тут же предполагает, что жену могут шантажировать с какой-то целью, например, чтобы проникнуть на форум биологов, украсть изобретение или покуситься на видных деятелей, там присутствующих.
Разобраться в происходящем "доктору Харрису" помогает бывший сотрудник гэдээровских "Штази" в исполнении Бруно Ганца. Личность, созданная актером из "Бункера" и "Неба над Берлином", стала второй очевидной удачей "Неизвестного" после берлинской натуры. Ганц привнес ту необходимую долю ностальгии по новейшей берлинской истории, которая и через 20 с лишним лет спустя после падения стены делает город идеальной площадкой для шпионских триллеров. Забавный эпизод: когда съемочной группе по сюжету пришлось слегка разрушить – конечно, понарошку – тот самый отель у Бранденбургских ворот, то прохожие у "Адлона", глядя на битый камень и следы разрушений, воссозданные декораторами, интересовались, не "что случилось", а... "что это за художественная инсталляция и кто ее автор".
Для киношников это явилось лишним доказательством тяги берлинцев к современному искусству. В том, что при съемках фильма ни одно берлинское сооружение на самом деле не пострадало, каждый желающий сразу после сеанса сможет убедиться сам, пройдясь по городу. Ну, а что касается культуры биологической, то в плане достижения цели ученых из фильма, прокорма планеты, – человечеству еще придется подождать. Зато обоих вышеописанных фильмов, демонстрировавшихся на Берлинале вне конкурса, российскому зрителю ждать не придется. "Неизвестный" и "Король говорит" уже в феврале – в отечественном прокате.